УРОК-ЭКСКУРСИЯ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ НЕТРАДИЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЭКСКУРСИИ НА ОЗЕРО БАЙКАЛ)

20 февраля 4:30

Методика русского языка как иностранного (далее РКИ) на современном этапе развития выдвигает коммуникативный принцип на первое место. Большое внимание уделяется мотивации и индивидуализации обучения. На занятиях РКИ учащийся получает знания о культуре речевого общения. Именно поэтому одной из активных форм обучения РКИ является урок-экскурсия, который призван активизировать деятельность учащихся благодаря особой организации учебного материала.

Преподаватель РКИ знакомит учащихся с культурным наследием страны, национальными традициями и обычаями [1, c.15], формирует у иностранцев позитивное отношение к стране и её народу, а также повышает мотивацию дальнейшего образования [2, с.24].

Во время урока-экскурсии преподаватель может ввести необходимые языковые явления, соответствующие этапу обучения, а также отработать коммуникативно-речевые умения. Учащиеся получают знания и начинают обнаруживать элементы общности и различия культур, а в результате у них формируется инокультурная система ценностей [3, с.11].

Сценарное проведение уроков, строящиеся на принципах сотрудничества, имеет ряд преимуществ перед традиционным уроком:

1) возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания. 2) растут познавательная и творческая самостоятельность учащихся в процессе овладения иноязычным общением, максимально приближенным к естественной разговорной речи. 3) снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные проблемами мотивации, учащиеся получают больше удовлетворения от знаний, комфортнее чувствуют себя на занятии. 4) развиваются навыки самостоятельной работы учащихся. 5) преподаватель получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая склонности интересы учащихся, на уровень подготовки, темп работы, создать условия для раскрытия каждой личности.

В данной статье в качестве нестандартного урока мы рассматриваем урок-экскурсию. Этот урок рассчитан на иностранных учащихся, освоивших русский язык в объёме элементарного и базового уровней. В Иркутском Национальном Исследовательском Техническом Университете урок-экскурсия традиционно проводится на озере Байкал.

     Успешное проведение урока-экскурсии предусматривает 3 этапа:

  • Подготовительный
  • Презентация
  • Заключительный

На подготовительном этапе проводится большая работа по снятию лексико-грамматических трудностей: вводится новая тематически сгруппированная лексика, дается анализ грамматических конструкций. Приведем несколько примеров:

Задание 1 знакомит учащихся с грамматической характеристикой, толкованием и сочетаемостью слов, которые нужны будут для рассказа о Байкале. Например,1) Байкал – (имя собственное, м. р.) пресноводное озеро в центре Восточной Сибири. Любоваться Байкалом, побывать на Байкале, жить около Байкала. 2) Ангара – (имя собственное, ж.р.) река, вытекающая из Байкала. Мост через Ангару, на правом берегу Ангары. 3)Голомянка – (сущ., ж.р.) небольшая байкальская рыбка, состоящая на 50% из жира. Голомянка является пищей для многих рыб.

В Задании 2 учащимся предлагается разобрать слова по составу, определить их значение. Например, пресноводный, рыболовный, всемирный, неповторимый, прибрежный, зарождающийся.

В Задании 3 учащиеся составляют предложения, используя лексический материал текста и грамматические конструкции.

                                                                                                                                                                             Таблица 1.

что? расположено где? = что? находиться где?

что? называют чем?

Озеро, центр Азии, на высоте 455 м.

 

Байкал, море

 

В Задании 4 учащиеся распределяют слова по смысловым группам.                                                                                                                      Таблица 2

Флора

Фауна

 

 

Рысь, лисица, медведь, кедр, береза, омуль, сосна, ель, багульник, заяц, голомянка, рыба, птица, жарок.

         На этапе презентации демонстрируется документальный фильм «Озеро Байкал», показываются фотографии, открытки, альбомы озера. После этого учащиеся читают текст, в котором дается подробное описание географического положения озера, его растительного и животного мира. Учащиеся узнают об уникальном составе воды Байкала, о названиях ветров на озере, знакомятся с проблемами экологии и туризма.  

         После чтения текста учащиеся отвечают на вопросы.

  • Где находится озеро Байкал?
  • Каков возраст озера?
  • Что вы узнали о флоре Байкала?
  • Какие ветры озера вы знаете?
  • Что представляет собой вода Байкала?
  • Каковы проблемы экологии и туризма?

Далее учащиеся составляют письменный пересказ текста. Для этого им предлагается план:

  1. Географическое положение озера Байкал.
  2. Возраст Байкала.
  3. Вода Байкала.
  4. Флора озера.
  5. Фауна озера.
  6. Ветры Байкала.
  7. Экология и туризм на Байкале.

После проверки письменного пересказа, каждый учащийся готовит монологическое высказывание по одному из пунктов плана.

На заключительном этапе группа учащихся под руководством преподавателя проводит экскурсию на озеро Байкал. Каждый выступает с подготовленным устным сообщением. Учащиеся рассказывают прочитанную информацию и с удовольствием фотографируют уже знакомые места. Опыт проведения подобных уроков показывает, что при тщательной подготовке учащиеся хорошо справляются с заданиями и успешно проводят экскурсию, осуществляя выход в монологическую речь.

Особенностями учебной экскурсии является то, что иностранные студенты учатся наблюдать, изучать различные предметы, явления и процессы в естественных условиях; слушать и обсуждать вопросы в коллективе; высказывать свои суждения и выслушивать других участников. После экскурсии у учащихся появляется желание узнать больше о городе и стране, в которой они сейчас живут, у них появляется интерес к тому, на что они раньше не обращали внимания.

Список литературы:

  1. Капитонова Т.Н., Московкина Л.В. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки. – СПб.: Златоуст, 2006.-161с.
  2. Методика преподавания русского языка как иностранного: Учебное пособие для вузов/ А.Н.Щукин. – М.: Высш.шк., 2003.-334с.
  3. Прохоров Ю.Е. Лингвострановедение. Культуроведение. Страноведение / Ю.Е.Прохоров. – М.: 1995.-64.