Игра на русских народных инструментах как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

22 мая 9:31

Музыкальное способности и приобщение детей к народной культуре посредством игры на народных музыкальных инструментах является важным фактором нравственного, художественного и творческого воспитания ребенка. Как утверждают выдающиеся психологи Лев Семенович Выготский, Леонид Абрамович Венгер, Борис Михайлович Теплов и др., «основой музыкальных способностей являются: чувство лада, чувство ритма и музыкально — слуховые представления».[1] Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.

Проблема развития музыкальных способностей детей в дошкольном детстве остается актуальной на сегодняшний день.

Приобщение к музыке — один из важных путей воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям. Музыка вызывает к жизни еще неосознанные мысли и чувства, очищает души от всего мелкого и случайного, укрепляет достоинство человека, его веру в свои внутренние силы.

Важнейшим средством для развития музыкальной культуры и музыкальных способностей дошкольников является, конечно же, музицирование. Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, способствует развитию внимания, мышления, памяти, воображения. [5] В процессе игры на музыкальных инструментах проявляются индивидуальные черты каждого ребенка, готовность к импровизации, эмоциональность. С помощью музыки мы легко устанавливаем с ребенком эмоциональный контакт, музыка несет в себе огромный воспитательный заряд. От того, что слышит и видит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.

Игра на музыкальных инструментах — неотъемлемое занятие наших предков. Издавна замечено, что игра на музыкальных инструментах оказывает всестороннее развитие личности. Современные дошкольные учреждения опираются на вековой опыт применения в воспитании детей озвученных игрушек, распространенных в народе.

В 20 веке первым поднял вопрос об обучении детей игре на простейших музыкальных инструментах Николай Афанасьевич Метлов.[3]

В 30-х годах возник первый детский оркестр. Он состоял из простейших ударных инструментов: звонков, погремушек, кастаньет, бубна, барабана. Этот оркестр позволил играть детям, осуществить одно из самых заветных желаний — «играть живую музыку».

Сегодня исполнительство на детских музыкальных инструментах — важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в детском саду наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями.

Музыкальный инструмент помогает создавать эмоциональную связь между миром ребенка и миром музыки, создает условия для нормализации психологического состояния ребенка.

         В старшем дошкольном возрасте дети уже осознают, что с помощью каждого инструмента можно передать определенное настроение.

Самый простой и, несомненно, самый колоритный из народных инструментов, это — деревянные ложки. Игра с использованием  деревянных ложек может быть исполнена и взрослыми, и детьми.

      Ритмическая деятельность ребенка прекрасно соотносится с его психоэмоциональным состоянием. Игра в ансамбле ложкарей помогает ребенку передавать различные эмоциональные состояния человека – веселье, радость, удивление, печаль. Ложки помогают ребенку отображать возникшие у него эмоциональные переживания.

Игра ребенка в ансамбле ложкарей помогает развитию чувства ритма, музыкальной памяти, тембрового восприятия.

Посмотрим, как это может быть представлено в работе с детьми дошкольного возраста.

Развитие музыкальных способностей с использованием музыкальных инструментов осуществляется поэтапно. 

Первым этапом обучения, несомненно, является знакомство детей с приемами игры на ложках, обучение тому, как правильно играть на них. Затем требуется разобрать музыкальное произведение по партиям, выделить трудные места. Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Особое внимание необходимо уделять умению детей играть в одном темпе, одновременно начинать и заканчивать игру, прислушиваться к товарищам, не стремиться заглушать друг друга.

Вначале педагог знакомит детей с инструментами, рассказывает об истории их создания, об их особенностях и характере звучания. Детское музыкальное творчество начинается с «обследования» звуковых возможностей различных инструментов. В начале обучения важно вызвать у ребенка интерес к новому для него занятию. В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы – голосами птиц, животных, речью человека. [2] На этом первом этапе также важно подготавливать детей к совместным координированным действиям, развивать в них очень важное чувство игры в ансамбле. Для этого применяются своеобразные ритмические приемы. Дети притопывают ногой, хлопают в ладоши в определенной последовательности, например, первая группа детей, хлопает в ладоши, а вторая группа притопывает ногами. Темп, при этом, может ускоряться или замедляться, а звучание усиливаться или затихать.

  Полезно приобщать детей к восприятию и выразительному исполнению ритмических интонаций голоса. Также музыкальные игры способствуют формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, развитию самостоятельной музыкальной деятельности. [4]

На втором этапе происходит освоение основных приемов звукоизвлечения, обучение приемам игры. Дети, как правило, с большим восторгом воспринимают извлечение звуков с помощью музыкальных инструментов. На третьем этапе ведется работа над музыкальными произведениями, разучивание и исполнение, развитие и совершенствование исполнительского мастерства, создание музыкально – игровых образов, выступление на праздниках, концертах. Обучение игре на музыкальных инструментах нельзя ограничить лишь разучиванием репертуара. Важно, чтобы эти занятия носили творческий характер. Творческие музыкальные игры стимулируют развитие таких качеств, как индивидуальность, внутренняя раскрепощенность, развитие чувства уверенности в себе, самореализации. Для развития творческой активности детям на четвертом этапе предлагаются задания различной сложности, как от простых звукоподражаний, так до сочинения разных по жанру и характеру мелодий. Это помогает детям осознать особенность выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям. Вначале ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке. Прежде чем воспроизвести мелодию, он слушает ее в исполнении музыкального руководителя. Важно, чтобы даже самую простейшую мелодию на одном звуке ребенок сыграл выразительно, передавая настроение. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.

Приведем данные у группы детей, которые не играют на музыкальных инструментах и сравним эти данные с другой группой детей, которых обучают игре на народных инструментах. Основание для сравнения: выраженность творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Детям были даны задания, направлены на проявление творческих способностей: «Дорисуй», задание «Нарисуй картинку» (методика П. Торренса), «Как спасти зайку», «Дощечка».

 В 1 группе у 3 детей были выявлены ярко выраженные творческие способности, во 2 группе таких детей 10. Средняя выраженность творческих способностей в 1 группе выявлена у 5 человек, во 2 группе таких воспитанников 15. Слабо выраженные творческие способности у 19 детей, в тоже время во 2 группе таких детей оказалось всего двое.

Рисунок 1. Выраженность творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

 

  Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах развивает чувство музыкального ритма. Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук, развивает фантазию и творческое воображение, умение импровизировать. Значительно расширяется музыкальный кругозор детей. Дошкольники осваивают музыкальное искусство и способы выражения разных эмоций в творческих импровизациях. У детей развивается чувство взаимопомощи при игре в ансамбле, внимание к товарищам. Что является немаловажным фактором эффективности формирования музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. [5]

Все выше перечисленное ещё раз доказывает необходимость развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сенситивным. Своеобразие мелодической, ритмической и полифонической структур делают игру на народных инструментах идеальным воспитательным средством. Игра на музыкальных инструментах – интересная и полезная деятельность детей. Музыкальные инструменты позволяют украсить жизнь ребенка, вызвать стремление к собственному творчеству. Весь комплекс приемов приобщения детей к занимательному и сложному музыкальному исполнительству хорошо готовит детей к будущим занятиям в школе.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте – М.: Просвещение,1997 – 96 с.
  2. Евдокимова А.А. Психология восприятия музыки [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Евдокимова А.А.— Электрон. текстовые данные.— Нижний Новгород: Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2012.— 36 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18680.html.— ЭБС «IPRbooks»
  3. Метлов Н.А. Музыка –М.: Просвещение, 1995 – 144 с.
  4. Овчинникова Т.С. 1Музыка, движение и воспитание [Электронный ресурс]/ Овчинникова Т.С., Симкина А.А.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2011.— 88 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19450.html.— ЭБС «IPRbooks»
  5. Тютюнникова, Т.Э. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия– М.: АСТ, 2018 – 264 с.