ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

21 мая 8:50

Современные тенденции в обществе, связанные с цифровизацией, накладывают отпечаток и на изменения в педагогике. Находясь в параллельной реальности, современные дети одинаково активно взаимодействуют в виртуальном и реальном мире. Поколение Z осваивает информационно-коммуникационные технологии с раннего возраста, учится находить и использовать информацию с удаленных источников, учится взаимодействовать в сети интернет. Цифровые технологии уверенно вошли в сферу экономики мирового сообщества, предъявляя новые требования к специалистам любой профессии. Новые технологии и цифровая среда, новые требования экономики к кадрам и «цифровое поколение» – новые обучающиеся – все это дало толчок к созданию обновлений в системе образования [1].

Цифровая дидактика – отрасль педагогики, направленная на организацию процесса обучения в условиях цифрового общества. Введение нового направления педагогики — цифровой дидактики — предполагает системное решение образовательных задач средствами и методами современного общества. 

Цифровизация процесса обучения и воспитания представляет собой многогранные изменения как самого образовательного процесса, адаптирующегося под современные условия, так и современных технических средств, применяемых в учебном процессе.

Целью преобразования образовательного процесса является применение возможностей цифровых технологий с максимальной эффективностью. В свою очередь, целью развития технологий в сфере образования является полная их адаптация и максимально удобное встраивание в процесс обучения для максимально комфортного решения поставленных педагогических задач [2].

Введение новой отрасли педагогики, ориентированной на организацию образовательного процесса в условиях цифровизации общества, предполагает развитие личностно-профессиональных компетенций учителя в области информационно-коммуникационных технологий. 

Требования к ИКТ-компетенции педагога отражены в рекомендациях ЮНЕСКО, в новом Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (пункт 22 «Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы»), в   профессиональном стандарте педагога, в программах базового профессионального образования и программах профессиональной подготовки и переподготовки учителей.

В профессиональном стандарте педагога ИКТ-компетентность рассматривается как способность эффективно использовать доступные аппаратные и программные средства информационных и коммуникационных технологий для работы с информационными ресурсами и обмена информацией с другими людьми в рамках выполнения профессиональной функции (или нескольких функций). 

Рис.1. Навыки ИКТ-компетенции педагога

Профессиональный стандарт перечисляет навыки ИКТ-компетенции педагога через его трудовые действия: формирование у учащихся навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями. Среди необходимых умений, которыми должен обладать современный учитель в области ИКТ, перечислены:

  • общепользовательская ИКТ-компетентность (знания и опыт для эффективной деятельности в области использования информационно-коммуникативных технологий); 
  • общепедагогическая ИКТ-компетентность (элементы ИКТ-компетенции, связанные с педагогической деятельностью в информационной среде);
  • предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (перечень элементов ИКТ-компетенции с учетом учебного предмета).

Международное бюро просвещения ЮНЕСКО в своих Исследованиях в области сравнительного образования рассматривает ИКТ-компетентность, как способность учителя действовать в интерактивном режиме:

  • способность использовать язык, символы и текст;
  • способность использовать знания и информацию;
  • способность использовать новые технологии.

Данные определения не противоречат друг другу и являются синонимичными, так как под способностью в определении профессиональной компетенции понимается умение использовать знания и опыт в практической деятельности учителя.  

Для того, чтобы приступить к развитию ИКТ-компетенции, необходимо провести ее замер, который позволит определить точку отсчета, с чего начать развитие, поможет сориентироваться при построении траектории развития в соответствии с текущем уровнем и желаемым результатом. По стандартному интернет-запросу “икт-компетентность педагога онлайн тест” выходит большое количество ссылок на всевозможные диагностические материалы и инструменты. В выборе подходящего ресурса учителю необходимо помнить, что не все, предлагаемые в сети Интернет, источники разработаны квалифицированными специалистами, имеющими отношение к системе образования. Среди предложенных вариантов стоит рассматривать те, что имеют отношения к современным профессиональным стандартам педагога, к Федеральным Государственным образовательным стандартам и другим основополагающим документам учителя. В сети представлен ряд диагностик, различных по форме и содержанию опроса, по тем ключевым навыкам ИКТ-компетенции, которые они оценивают, по интерпретации результата диагностики. Можно выбрать различные тесты для учителей разных предметных циклов, заместителей директора и директора образовательной организации. 

Во всем представленном многообразии диагностических инструментов, размещаемых свободно (бесплатно) в сети Интернет следует отметить тест “Цифровой гражданин”, разработанный аналитическим центром НАФИ, который осуществляет тестирование цифровой грамотности для всех желающих.  

Оценить свой уровень цифровой грамотности и получить индивидуальные рекомендации по его повышению может любой желающий. Для этого нужно зарегистрироваться на портале it-gramota.ru и пройти тестирование – это займет от 30 до 45 минут. По итогам пользователь получит не только персональную стратегию для повышения своих компетенций, но и ссылки на доступные учебные материалы.

В Личном кабинете будут сохраняться все результаты пройденных тестирований, персональные рекомендации по обучению и ссылки на учебные курсы. Также в нем можно будет получить сертификат, подтверждающий актуальный уровень цифровой грамотности (начальный, базовый или продвинутый).

Цифровая грамотность измеряется в виде индекса, состоящего из пяти компонентов: информационная грамотность, коммуникативная грамотность, создание цифрового контента, цифровая безопасность, навыки решения проблем в цифровой среде.

Алгоритм платформы создает для каждого тестируемого уникальный набор вопросов, руководствуясь текущим уровнем его цифровой грамотности.

Главное преимущество выбранного подхода – в адаптивности, поскольку цифровая грамотность в нем раскрывается через набор реальных требований профессионального стандарта педагога и рассматривается как общепользовательская ИКТ-компетентность.

Развитие ИКТ-компетентности сотрудников одной образовательной организации целесообразно организовать в системе, при этом диагностику текущего состояния необходимо проводить по единому диагностическому инструментарию. Это позволит выстраивать единую траекторию развития ИКТ-компетентности сотрудников образовательной организации в соответствии с их первоначальным состоянием и ожидаемым результатом, используя при этом внутренний ресурс, когда сотрудники с более высоким уровнем развития обучают остальных.  При таком подходе существует возможность использования как групповой, так и индивидуальной формы развития компетенции. Групповую деятельность целесообразно организовывать по уровню развития, по предметным циклам, по ожидаемым результатам отдельных педагогов. 

Параллельно с групповым обучением для педагогов может возникнуть необходимость в индивидуальном обучении по собственной траектории, когда есть возможность сделать акцент на изучении направлений и отработке навыков ИКТ-компетенции, не предусмотренных в программе групповой траектории развития. В том и другом случае в качестве источников обучения можно привлекать учителей школы, более других владеющих навыками информационно-коммуникационной компетенции. Чаще всего это учителя информатики. Обычно коллеги обращаются за помощью к таким учителям, когда у них возникают затруднения с применением цифровых технологий в организации образовательной деятельности. Проведение непродолжительных индивидуальных или групповых консультаций может стать эффективной формой развития навыков в области ИКТ. Для развития ИКТ-компетенции и повышения навыков цифровой грамотности учителя могут служить многочисленные интернет-источники, курсы в очном или онлайн-режиме и другие ресурсы. 

Среди многообразия материалов к развитию наиболее практико-ориентированными являются сайты с личными разработками учителей-предметников и педагогов, ориентированных на развитие образования. Например, сайт дизайнера учебных пространств, педагогического консультанта и образовательного блогера Марины Курвитс располагает материалами и личными разработками автора, полезными для  всех участников образовательного пространства. На нем размещены алгоритмы использования в образовательном процессе новых цифровых инструментов, материалы для профессионального развития педагога и для поддержки учения школьников, инновационные сценарии образования. Актуальными для развития учительских компетенций в настоящее время становятся образовательные ютуб-каналы. На них разработчики, заинтересованные в развитии системы образования и участников образовательного процесса размещают соответствующие материалы. Например, Ресурсный центр “Открытая школа” при ГАОУ ДПО “Институт развития образования РТ”   разместил на своем портале серию вебинаров с обзором ресурсов Гугл для учителя (формы и тесты, сайты, гугл-класс), обзор площадок для вебинаров и видеоконференций, обзор программ для видеозаписи экрана, алгоритм организации трансляции урока в инстаграм- и ютуб-каналах, возможности использования виртуальной доски Падлет и сервисов Микрософт и многое другое. 

Траектория развития ИКТ-компетенции учителя, выстроенная на основе диагностики текущего уровня развития компетенции с учетом основных требований профессионального стандарта и направленная на развитие общепользовательской, общепедагогической и предметно-методической ИКТ-компетенции позволит сформировать знаниево-навыковую базу, благодаря которой при организации образовательной деятельности учитель сможет применить умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в области ИКТ в практической или научной деятельности.

 

Использованные источники:

  1. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев; под науч. ред. В. И. Блинова – 2020. – 98 с.
  2. Цифровая дидактика: 11 основных принципов. Преподавателям: сайт электронно-библиотечной системы и издательства «Лань». URL: https://lala.lanbook.com/cifrovaya-didaktika-11-osnovnyh-principov (дата обращения: 13.11.2020).
  3. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н
  4. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО UNESCO ICT Competency Framework for Teachers. Опубликовано в 2018 г. Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, 7, place de Fontenoy, 75352 Paris 07 SP, France. URL: https://iite.unesco.org/wp-content/uploads/2019/05/ICT-CFT-Version-3-Russian-1.pdf (дата обращения: 13.11.2020).