«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти».
(Плутарх)
Инновации в образовании можно понимать как введение чего-то нового, как изменение, усовершенствование, улучшение уже существующего.
Инновационные технологии обучения экономическим дисциплинам состоят из сочетания традиционных и интенсивных методов обучения, основанных на целостной системе обучения учеников.
В современной общеобразовательной школе старшеклассник делает принципиальный выбор, который в значительной степени определяет его дальнейшее образование и дальнейшую профессиональную деятельность. Структура учебных и жизненных установок большинства студентов в значительной степени соответствует профильному обучению, в ходе которого создаются необходимые условия для реализации студентами своих интересов, умений и планов на дальнейшую жизнь [3]. При этом большое значение имеет экономическое образование учащихся гимназий, основанное на первоначальном развитии социальной ответственности. Задача школы – формирование исходного уровня социальной ответственности старшеклассников.
Повышение экономической грамотности у подрастающего поколения является серьезной базовой основой для дальнейшего культурного, экономического развития и предпринимательской подготовки. Не всегда молодые люди знают те программы, которые существуют в государстве, или же городе, чтобы воспользоваться той или иной программой, для получения доступа к финансам. Именно поэтому необходимо освещать программы, которые существуют для развития малого и среднего бизнеса, а также реализовывать различные программы для активации бизнес-идей.
Особое значение в образовании имеет экономическая подготовка обучающихся в образовательных учреждениях различного типа [1]. Основными составляющими данной подготовки являются экономика и воспитание.
Основные задачи экономической подготовки школьников:
1) социально-личностное развитие школьников, то есть формирование способностей, ценных качеств, выявление потребностей и мотивов, определяющих поведение человека в будущем;
2) поведенческий и ценностный аспект будущей карьеры студента;
3) гражданское становление человека как гражданина.
Все это позволяет сделать вывод, что ведущими функциями инновационного обучения в экономике можно считать [5]:
- гуманизация образовательного процесса;
- ориентация на творческое обучение и активное обучение, а также инициативу студента в формировании себя как будущего профессионала;
- интенсивное развитие личности ученика и учителя;
- демократизация их совместной деятельности и общения;
- модернизация средств, методов, технологий и материально-технической базы образования, способствующих формированию инновационного мышления будущего профессионала.
Решающий вклад в развитие культуры личности так же вносят экономические дисциплины, которые являются важной частью образовательных программ, позволяют формировать высококвалифицированных специалистов, обладающих не только профессиональными знаниями, но и интеллектуальным и духовным потенциалом.
Внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в образование требует глубокого анализа преимуществ и недостатков использования мультимедийных систем в образовательном процессе. Особую актуальность представляет изучение методологических возможностей, открывающихся при использовании информационных технологий в экономическом образовании. Все большее внимание уделяется преподаванию экономических дисциплин на основе инновационных информационных технологий [2].
Необходимым методическим приемом обучения является обратная связь с преподавателем, когда ученик может получить консультацию по всем интересующим вопросам, используя возможности электронной почты, электронного дневника или собственного сайта. Рассматриваемые методы являются универсальными, и они вполне применимы для преподавания не только на уроках экономики.
С целью усвоения знаний и умений предлагается использовать следующие инновационные технологии преподавания на уроках экономики:
- демонстрацию отдельных действий и приемов;
- лекция-пресс-конференция;
- технологии групповой деятельности;
- мозговой штурм;
- занятия в малых группах;
- игровые технологии.
Информационные технологии являются дополнительной образовательной траекторией в области преподавания экономических дисциплин, так как повышают качество образования и сокращают время, затрачиваемое на изучение предмета.
Важнейшими факторами реализации современных требований к качественному овладению экономическими дисциплинами являются обновление их содержания и современная организация процесса их усвоения. Только так возможно получить качественное образование выпускника, будущего высококвалифицированного специалиста.
Подходы к теории и практике образования и воспитания заметно меняются под влиянием процессов глобализации, интеграции, компьютеризации, а также внедрения и использования интернет-технологий, дистанционного и личностно-ориентированного обучений. Все это приводит к использованию инновационных образовательных технологий.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что эффективность формирования у обучающихся способности к усвоению экономических знаний зависит от совокупности всех средств, приемов и методов с внедрением новых технологий, что позволяет ученикам осознанно и системно управлять своей экономической деятельностью для достижения более высоких результатов в области теоретической и профессиональной подготовки [4].
Заместитель председателя комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам интеллектуального потенциала нации, Александр Адамский утверждал, что: «Только наивный или заблуждающийся человек может полагать, что инновационная педагогика является универсальной заменой традиционных методов обучения». Традиционные и инновационные методы обучения должны находиться в постоянной связи друг с другом и дополнять друг друга. Эти два понятия должны существовать на одном уровне. Дети в образовательных учреждениях различаются по уровню школьных знаний, поэтому инновации в образовании должны быть направлены на детей с разными умственными способностями и на всестороннее развитие индивидуальных, а не только умственных способностей. Из этого можно сделать вывод, что использование инновационных методов требует саморазвития и повышения квалификации педагогов.
Анализ литературы показал, что психология ребёнка направлена на творческое и всесторонне развитие путём применения инновационных, специальных методов и приёмов в процессе обучения.
Список использованной литературы:
- Афина Е.И. ИКТ в исследовательской деятельности учащихся / Афина Е.И., Крылов А.И. // Народное образование. – 2012. – № 1. – С. 176–184.
- Дробышев М. На пути к стандартизации экономического образования // Школьный экономический журнал. 1996. № 1..
- Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир- Бек, И. В. Муштавинская. — 2-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2011. — 223 с. : ил.
- «Уроки экономики в школе: активные формы преподавания» под редакцией Азимова Л.Б., Журавской Е.В..- М.: Аспект Пресс, 1995.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Селевко Г.К. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.