В современном мире, когда рынок перенасыщен огромным количеством различных товаров и услуг, высокое качество является одним из определяющих факторов при принятии решения клиента в пользу того или иного продукта.
Способность организаций удовлетворить потребности клиентов быстрее, качественнее, чем конкуренты, обеспечивает им доверие и лояльность со стороны потребителей. Предоставление комплекса услуг, сопровождающего продукцию, позволяет добиться конкурентного преимущества.
Для обеспечения высокого качества в первую очередь необходимо иметь четкое представление о привлекательности рынка: имеет ли смысл повышать качество, востребован ли товар или же не имеет смысла что-то менять, потому что рынок в упадке и вообще продукция больше не нужна. Также необходимо быть осведомленным о деятельности конкурентов, их преимуществах и уметь трезво оценивать уровень конкурентоспособности собственной продукции, выявления слабых позиций организации и разработки стратегии повышения качества продукции, а значит и уровня конкурентоспособности.
Оценка привлекательности отрасли и конкурентоспособность бизнес-единиц проведена на примере рекламного агентства.
На уровне деловых стратегий в ООО «СибАрт Продакшн» выделяются основные бизнес-единицы по группам реализуемой продукции: реализация наружной рекламы, реализация печатной продукции. При этом технологии реализации по видам продукции соответствуют двум рынкам.
Анализ бизнес-портфеля ООО «СибАрт Продакшн» проводится с помощью матрицы McKinsey-«General Electric» (табл. 1)
Таблица 1 – Матрица GE-McKinsey по бизнес-единицам ООО «СибАрт Продакшн»
Бизнес-единица |
Параметр |
|
Привлекательность рынка |
Конкурентоспособность бизнес-единицы |
|
Наружная реклама |
– давление со стороны потребителей (жесткие требования по отношению к этичности рекламы); – небольшое количество крупных игроков на рынке (2 шт.); – проблемы с качеством у конкурентов; – специфические требования потребителей относительно дизайна продукции; – жесткая ценовая политика; – юридические ограничения бизнеса (авторское право); – ухудшение общественного отношения к рекламе; – барьеры выхода из отрасли (для выхода с рынка наружной рекламы необходимо ликвидировать/продать все рекламные конструкции, ликвидация обходится дорого); – увеличение спроса на рынке |
– хорошие отношения с поставщиками материалов для производства; – развитая клиентская база; -развитая система управления запасами (сокращение времени простоя печатного оборудования); – качественная обратная связь по обслуживанию рекламных конструкций; – экономия от масштаба от реализации продукции; (сокращения времени простоя оборудования) – уровень квалификации персонала; – цены на услуги ниже, чем у основных игроков на рынке; – высокие закупочные цены на оборудование |
Средний |
Высокий |
|
Печатная продукция |
– большое количество мелких конкурентов (на территории НСК находится около 250 типографий); – специфические требования потребителей относительно дизайна продукции; – давление со стороны потребителей (жесткие требования по отношению к этичности рекламы); – имеются крупные конкуренты с модернизированным оборудованием; – сильные конкуренты, способные предоставлять услуги по ценам ниже средних; – ухудшение общественное отношение к рекламе; – высокая ценовая конкуренция |
– отдельное помещение под типографию; – хорошие отношения с поставщиками; – развитая клиентская база крупных организаций (аквапарк, рестораны и т.д.); – плохо-развитая клиентская база физических лиц (индивидуальных предпринимателей); – хорошая репутация среди клиентов; – развитая система управления запасами (сокращение времени простоя оборудования); – экономии от масштаба от реализации продукции; – новое модернизированное оборудование (оборудование для печати); – среднеотраслевые цены на продукцию; – малоизвестность агентства; – низкие закупочные цены на материалы; |
Низкий |
Средний |
Рынок наружной рекламы является наиболее перспективным направлением развития организации за счет:
– прогнозов роста рынка рекламы в 2019 г. (по итогам 2019-го российский рекламный рынок вырастет на 3%, прогнозирует GroupM — рост обеспечат инвестиции в интернет, в следующем году затраты рекламодателей могут в целом увеличиться уже почти на 4%);
– конкурентного преимущества, выраженного в экономии от масштаба от реализации продукции;
– небольшое количество крупных игроков на рынке.
Отразим положение бизнес-единиц ООО «СибАрт Продакшн» в матрица GE-McKinsey на рисунке 1.
Рисунок 1 – Матрица GE-McKinsey для ООО «СибАрт Продакшн» (1 – наружная реклама 65%, 2– печатная продукция 35%)
На рынке наружной рекламы для потребителей важным критерием выбора является качество продукции и послепродажное обслуживание, свое предпочтение они отдают агентствам, которые осуществляют постоянные проверки своих конструкций.
Печатная продукция обладает высокой конкурентоспособностью на рынке по сравнению с продукцией конкурентов, однако из-за перенасыщенности рынка типографиями он становится менее привлекательным для ООО «СибАрт Продакшн».
В результате портфельного анализа определены следующие бизнес-стратегии.
В рамках бизнес-единицы по реализации наружной рекламы целесообразно осуществлять стратегию развития продукта с выборочным инвестированием для расширения ассортимента (реализация новых видов наружной рекламы: афишные носители).
Для бизнес-единицы по реализации печатной продукции целесообразно осуществлять стратегию развития рынка, новое модернизированное оборудование позволяет агентству производить уникальные виды продукции без дополнительных затрат и переоснащения (фотообои и т.д.).
Таким образом, благодаря оценке привлекательности отрасли и конкурентоспособность бизнес-единиц видно, что рекламному агентству необходимо сконцентрировать свое внимание в первую очередь на бизнес-единице «Наружная реклама», так как она является основным источником дохода фирмы. Агентству необходимо обратить свое внимание на качестве продукции и послепродажном обслуживании, в рамках данной бизнес-единицы для клиентов это является приоритетным фактором при выборе наружной рекламы.
Также анализ привлекательности отрасли и конкурентоспособность бизнес-единиц показал, что для бизнес-единицы «Печатная продукция» нет смысла улучшать качество, но следует выпускать новые виды продукции, что позволить увеличить конкурентоспособность по данной бизнес-единице.
Анализ привлекательности отрасли и конкурентоспособность на примере рекламного агентства показывает, что конкурентоспособность организации и качество предоставляемых продуктов и услуг находятся в прямой зависимости друг с другом.
Использованные источники
1 ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. 2015. – 54 с.
2 Портер М. Е. Конкурентная стратегия. Методика анализа стратегий и конкурентов / М.Е. Портер. – М.: Алипина Бизнес Букс, 2005. – 464 с. 30
References
1 GOST R ISO 9000-2015. Quality Management Systems. Fundamentals and vocabulary. 2015 .– 54 s.
2 Porter M. E. Competitive strategy. Methods of analysis of strategies and competitors / M.E. Porter. – M .: Alipina Business Books, 2005 .– 464 s.