ВОЗОБНОВЛЯЕМОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» КАК СИСТЕМА УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА

"RENEWABLE PROFESSIONAL EDUCATION" AS A SYSTEM OF TEACHER GROWTH

Многие реформы не оправдали надежд и не привели к улучшениям потому, что не оказали достаточного воздействия на учителя. Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей.  Новой Школе нужен новый учитель. Отсюда: создание Системы учительского роста – эффективный механизм развития кадрового потенциала системы образования Российской Федерации.

Развитие системы российского образования эффективно продвигают творчески, но-новому работающие учителя, способные и готовые продолжать реализацию ее основных направлений.    В этой связи    для всего педагогического сообщества важны сформированная мотивация и усилия в преодолении собственных профессиональных барьеров и затруднений, уход от устоявшихся стереотипов педагогической деятельности, овладение новыми, передовыми технологиями и способами профессиональной самореализации  и самоактуализации, приобретение способностей к самообучению, самоорганизации и  саморазвитию. Это поможет не только поднять их профессиональный уровень, но и повысит рейтинг школы в обществе.

Система учительского роста «Возобновляемое образование» – это формирование педагога будущего, способного сохранять постоянно растущую потребность в новом знании, пластично перестраиваться в условиях деятельности будущего, творчески решая возникающие проблемы обновляемого образования.  В педагогическом менеджменте совершенствуются  не только условия повышения квалификации, но и  способы мотивирования педагогов на профессиональный рост.

В XXI веке непрерывное образование приобрело ключевое значение. Оно является ответом на вызов  мира, где изменения происходят столь быстро. Необходимость «возобновлять» образование возникает каждый раз, когда человек сталкивается с новшествами, появляющимися в его профессиональной или личной жизни. Специфика труда учителя побуждает его пополнять знания и умения всю жизнь. Педагог нуждается  в постоянном образовании и самое главное – стремящийся к нему.

Условием успешности непрерывного образования является достройка «образовательной лестницы» новыми ступенями, рассчитанными на все периоды профессиональной жизни.  В качестве основной цели непрерывного образования рассматривается пожизненное обогащение творческого и профессионально значимого потенциала личности.

 «Возобновляемое» – это обновляемое, продолжаемое, сменяемое, дополняемое образование.  Это одно из важнейших условий расширения возможности человека в его самоопределении, самоформировании, саморазвитии, самореализации. Данный подход позволяет преодолевать консерватизм, неподвижность образования педагога и обеспечить сферу образования востребованными специалистами-педагогами.

Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н. Толстой, который в своём имении Ясная Поляна в начальной школе для детей крестьян практически реализовывал собственные  мысли об обучении и воспитании. Обладая большой педагогической мудростью, Лев Толстой  завещал педагогическому сообществу на многие годы вперед наказ: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

Формирования национальной стратегии учительского роста целесообразно базировать на создании и реализации таких систем, как:

  • система мотивационных механизмов с учетом существующих вызовов российскому образования в целом и каждому педагогу в частности;
  • персонификации систем развития учителя;
  • овладение спектром новых задач, приемов и технологий, образующих продуктивную профессиональную позицию;
  • актуализации систем оценки качества результатов педагогической деятельности и развитии независимого аудита.
Что может объективно составить Систему взращивания и непрерывного профессионального развития педагога, сделать систему более эффективной и гибкой по отношению к запросам системы и самого учителя? Мы предлагаем следующий вариант на примере 9 шагов к эффективной системе учительского роста:
  1. Система отбора на педагогические специальности для привлечения в профессию лучших выпускников. Качество школьной системы основывается на качестве работающих в ней учителей.
  2. Формальное дополнительное профессиональное образование в аккредитованных учреждениях ДПО и факультетах (центрах) вузов с обязательным расширением педагогической практики.
  3. Стажировочные площадки как институт освоения опыта коллег, опора на лучшие педагогические практики.
  4. Корпоративное дополнительное профессиональное образование.
  5. Самообразование и саморазвитие педагога.
  6. Обновленная система аттестации педагогических работников, основанная на личной заинтересованности аттестуемых. Предполагаемые ступени профессионализма:
1-я категория – убежденный специалист;

2-я категория – эрудит;

3-я категория – аналитик (эксперт);

4-я категория – мастер;

5-я категория – творец.

  1. Система стимулирования педагога к личностному профессиональному росту на основе эффективных и принятых педагогическим сообществом мотивационных механизмов.
  2. Реформа оценки квалификаций и компетенций педагога по требованиям профстандарта (требования к трудовым функциям). Передача оценочных функций профессиональным сообществам.
  3. Изменение систем финансирования образовательных организаций  на реализацию Стратегии учительского роста.
Таким образом, вехи (динамика) профессионального роста: от студента к специалисту – от специализации к многофункциональности – от многофункциональности к мастерству – от индивидуального мастерства к мастерству сообщества. Множественность маршрутов, позволяющих войти в учительскую профессию и развивать свое профессиональное мастерство, позволят создать систему непрерывного профессионального развития от вуза до завершения карьеры учителя.

© А.А. Кычкина, 2018