РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В СЕМЬЕ

DEVELOPMENT OF THE DICTIONARY IN CHILDREN OF EARLY AGE WITH A DELAY OF SPEECH DEVELOPMENT IN FAMILY

Развитие речи является одной из основных задач психического и личностного развития ребенка. В раннем возрасте все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Словарный состав любого языка можно разделить на две большие группы: активный словарь и пассивный словарь.

С появлением у ребенка первых слов начинается этап формирования активной речи. Первые слова ребенка носят общий и концептуальный характер. Таким же словом или сочетанием можно отметить и просьбу, и чувства, и предмет. Например, слово "папа" может означать "нет папы", "папа, иди", "папа пришел" и т. д. Понять ребенка можно только в ситуации, в которой или о которой идет его общение со взрослым. Из-за этого такая речь называется ситуационной. Ситуативная речь ребенка сопровождается мимикой, жестами. При нормативном развитии речи процесс вычленения ребенком морфологических элементов в воспринимаемый языковой материал имеет характер резкого скачка. По данным А.Н. Гвоздева [2, с. 472], выделение морфологических элементов слов осуществляется в возрасте от 1 года 10 месяцев до 2 лет одновременно во многих категориях слов. Тем не менее, словарный запас невелик: в категории существительных чуть более ста слов, в категории глаголов - пятьдесят, а в категории прилагательных не более двадцати пяти слов. Развитие словаря в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, знаками предметов и действий, явлениями, его словарь обогащается. Развитие речи заключается не только в обогащении словаря и усложнении грамматических структур, но и в развитии смысла самих слов. Выготский Л. С. [1, С. 420] доказал, что значение детского слова не остается неизменным, а развивается с возрастом ребенка.

В первые годы жизни в развитии речи ребенка происходит огромный сдвиг. Первый год жизни является подготовительным этапом в развитии речевых потенциалов ребенка: формируется речевой слух и голосовые реакции. К началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова. Они состоят преимущественно из губных и зубных согласных, соединенных с гласным в слог, обычно многократно (ма-ма). Это слова потребности. К концу 2-х лет жизни дети начинают озвучивать свои действия, что приводит к накоплению словарного запаса. Лексика по разным источникам разная: 1г. 6 м-39-100 слов 2г. – 310 – 400 слов. Объем словаря зависит от социальной речевой среды, психических и индивидуальных особенностей. В это же время усиливается потребность ребенка в общении со взрослыми, он начинает задавать вопросы, начинает говорить, при этом речь не идеальна, но основа для дальнейшего развития речи уже заложена. К 3 году жизни совершенствуется понимание речи, активная речь: словарь, грамматические формы. Третий год жизни является завершением раннего возраста, начинается период раннего дошкольного возраста.

Дети с задержкой речевого развития (ЗРР) приобретают речевые навыки так же, как и другие дети, но возрастные ограничения существенно смещаются, они отстают от возрастной нормы речевого развития. Задержка в развитии речи отражается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет ребенку общение с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на развитие эмоционально-волевой сферы. В непривычных условиях ребенок с ЗРР обычно предпочитает молчать.

Мы провели опытно-экспериментальную работу по развитию словаря у детей раннего возраста с ЗРР в условиях семьи. Оно проводилось в ГБОУ РС(Я) «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения» и в частном детском садике «Teddy». В исследовании приняли участие 20 детей: 10 детей экспериментальной группы и 10 детей контрольной группы. Мы провели диагностику по методике И.А. Смирновой: «Кто это?» и имеем следующие результаты в экспериментальной группе: высокий уровень – отсутствует (0%); средний уровень – 3 детей (30%); низкий уровень – 7 детей (70%). В контрольной группе имеем следующие показания: высокий уровень – 1 ребенок (10%); средний уровень – 4 детей (40%); низкий уровень – 5 детей (50%). По второй методике И.А. Смирновой «Расскажи по картинке» в экспериментальной группе имеем следующие показания: высокий уровень – отсутствует (0%); средний уровень – 2 ребенка (20%); низкий уровень – 8 детей (80%). В контрольной группе имеем следующие показания: высокий уровень – отсутствует (0%); средний уровень – 3 детей (30%); низкий уровень – 7 детей (70%). По результатам обследования по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Какой?» в экспериментальной группе имеем следующие показания: высокий уровень – 2 детей (20%); средний уровень – 2 детей (20%); низкий уровень – 6 детей (60%). Контрольная группа показала следующие результаты: высокий уровень – 2 детей (20%); средний уровень – 4 детей (40%); низкий уровень – 4 ребенка (40%). Данные диагностические методики были проведены нами с целью выявления проблем в развитии словаря у детей раннего возраста с ЗРР. На основании полученных результатов и анализа уровня развития словаря у детей раннего возраста с ЗРР и у детей раннего возраста с нормативным уровнем развития выявлено, что уровень развития словаря у детей раннего возраста с нормативным уровнем развития значительно выше, чем у детей с ЗРР из-за различных причин органического происхождения.

Таким образом, развитие словаря у детей раннего возраста с ЗРР является одним из важнейших направлений деятельности логопеда, которое обеспечивает дальнейшее психическое развитие ребенка, поэтому им необходимо создавать условия, при которых они смогут учиться устанавливать контакты путем словесного обращения к взрослому или сверстнику.

 

Литература

  1. Выготский Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2006. – 420 с.
  2. Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 472с.
References
  1. Vygotsky L.S. Children's speech / L.S. Vygotsky. – M.: Pedagogics, 2006 – 420 pages.
  2. Gvozdev N.A. Questions of studying of the children's speech / N.A. Gvozdev. – SPb.: Detstvo-Press, 2007. - 472 pages.
© Н.А. Абрамова, В.И. Захарова, 2018