ОЦЕНКА СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА В 1 КЛАССЕ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ASSESSMENT COLLECTIVE BUILDING IN CLASS 1 IN THE POLYCULTURAL ENVIRONMENT OF THE ELEMENTARY SCHOOL

В настоящее время особое место в педагогической деятельности занимает проблема поликультурного воспитания личности обучающегося. Это объясняется тем, что наша страна многонациональная, в результате чего возникают различные межэтнические конфликты, связанные с неуважительным отношением к религиям, традициям и обычаям других народов. В устранении и предотвращении таких конфликтов на ступени начального общего   образования, именно, ФГОС обеспечивает овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России. В этом и заключается задача поликультурного воспитания.

В педагогике термин «поликультурное воспитание» получил распространение в XX в. А.Н. Джуринский рассматривает поликультурное воспитание как «часть педагогических усилий, обеспечивающих культурно-социальную идентификацию личности, открытую иным культурам, национальностям, расам, верованиям» [1, с. 72].

Иначе говоря, поликультурное воспитание – это становление толерантного, уважительного отношения к культурам других народов, духовно-ценностное развитие личности человека.

Средствами поликультурного воспитания являются общение, литература и устное народное творчество, изучение музыки и живописи, предметы декоративно-прикладного искусства и посещение национальных музеев [2].

Как правило, в 1 классе начинает зарождаться ученическая группа. И задача учителя – сформировать сплоченный коллектив, который владеет духовными и нравственными ценностями в многокультурном пространстве.

Метод сплочения коллектива является одной из форм средства общения между представителями разных народов. Именно благодаря сплоченности, формируется класс.

В практической части нашей работы мы изучили состав 1 класса и сплоченность коллектива младших школьников. Нами были использованы следующие методики: «Солнце, дождик, тучка», «Психологическая атмосфера в классном коллективе», «Космическое путешествие».

По составу национальной принадлежности в классном коллективе преобладает количество детей из представителей народа саха. Также есть и представители таких национальностей как русские, армяне, кыргызы, буряты и эвенки. Всего в классе 28 обучающихся.

С помощью диагностической методики «Солнце, дождик, тучка» мы смогли сформировать вывод о самочувствии детей в классном коллективе. Исследование психологической атмосферы в классе позволило нам выявить уровень сплоченности детского коллектива и самочувствия каждого обучающегося. По методике «Психологическая атмосфера в классном коллективе» определили лидера класса, а также выявили детей, которые находятся вне классного сообщества (табл.1, 2).

Таблица 1

Результаты методики «Солнце, дождик, тучка»

  Солнце (Тепло, дружно, уютно) «Тучка» (Не очень комфортно) «Дождик» (Скучно, не комфортно)
В классе 7 обуч. 10 обуч. 11 обуч.
С друзьями 25 обуч. 2 обуч. 1 обуч.
В доме 28 обуч. - -
Таблица 2

Результаты методики «Психологическая атмосфера в классном коллективе»

  Низкий Средний Высокий
Обучающиеся 18 10 -
 

По результатам исследования мы видим, что в классе преобладает низкий уровень сформированности сплоченности классного коллектива. Это связано с тем, что обучающиеся ещё не сдружились, так как идет процесс адаптации в школе. Согласно методике «Космическое путешествие», лидерами себя проявили двое обучающихся – русская девочка и мальчик-саха, а один обучающийся (девочка-саха) находится вне классного сообщества.

В ходе проведения диагностик, наблюдали за представителями каждого народа. Характерно, что русские дети по сравнению с другими народами более открыты к общению, легко идут на контакт с представителями разных национальностей. Согласно исследованию, дети-саха более закрытые, стараются первыми не вступать в контакт. Также мы заметили, что девочка-армянка в общении со сверстниками более открытая, а мальчик-армянин – закрытый, стесняется своих одноклассников. Но он единственный из класса кто тактичен в общении с взрослыми. В классе отсутствует деление между собой по национальностям. Следует отметить, что в классе появилась отдельная сформировавшаяся компания мальчиков из 4 человек, лидером которой является мальчик-саха.

Исходя из сказанного, мы можем сделать следующие выводы: сплочение коллектива 1 класса – это одна из наиболее сложных задач педагога. Так как мы живём в многонациональной среде, детей надо не просто сплотить друг с другом, но и формировать осознание национальной идентичности, уважения к идентичности другого, проявления эмпатии, дружелюбия, толерантности и ценности иного этноса.

Наиболее благоприятной для формирования духовно-нравственной культуры является внеклассная совместная деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и обучающиеся могут проявить свое личностное отношение к широкому кругу людей. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых способствует формированию нравственных взаимоотношений между людьми.

 

Литература

  1. Джуринский А.Н. Воспитание в России и за рубежом: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2002. – 110 с.
  2. Семья и поликультурное воспитание [Электронный ресурс] / О детстве: портал для детей, родителей и педагогов. – Режим доступа: https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/parentsteaching/3052.html (Дата обращения: 8.10.2018 г.).
References
  1. Jurinski A.N. Education in Russia and abroad: Studies. benefit. - Moscow: Education, 2002. - 110 p.
  2. Family and multicultural education [Electronic resource] / About childhood: portal for children, parents and teachers. – Available at: https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/parentsteaching/3052.html (Date accessed: 8.10.2018).
 

© А.А. Кожурова, С.С. Неустроева, 2018