ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

TEACHER TRAINING  IN THE SPHERE OF USING INFORMATION TECHNOLOGY

Глобальная информатизации общества привела к изменению средств обучения при организации образовательного процесса в школе и вузе. В  опубликованных в последние пять лет работах по развитию и формированию информационной компетентности будущих учителей и студентов отражены, что информационная компетентность современного педагога и будущих учителей значительной степени зависит от уровня подготовки в области дисциплин информационного цикла, способных использовать в условиях информатизации образования и в реализации электронного обучения в школах и вузах Российской Федерации современные образовательные технологии, в том числе и It-технологии  в рамках реализации в  систему образования программу Правительства «Цифровую экономику» [1, 2, 3].

По статистическим данным, полученные в результате экспертного опроса, проведенного автором исследования, среди преподавателей и учителей школ в рамках выполнения магистерской диссертации в педагогическом институте Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (СВФУ), показывает, что около 35% из 300 опрошенных учителей школ г. Якутска и преподавателей СВФУ, соответственно: 200:100 оценили свою подготовку в области информационных и сетевых технологий не соответствующей к новому требованию ФГОС нового поколения [1 ].

Аналогичные результаты были и получены аспирантами и соискателями кафедры информатики и вычислительной техники педагогического института СВФУ по результатам проведенного им экспертного анализа на период с 2015 по 2018 годы по определению уровня сформированности информационной компетентности будущих учителей школ Республики Саха (Якутия) (В.А. Варламова, М.А. Сорочинский, А.М. Николаев). Трудности, которые испытывают будущие учителя и преподаватели вуза заключается в следующем: формирования первоначальных знаний, умений и навыков к использованию современных образовательных технологий, особенно, облачных технологий, необходимых для адаптации к условиям информационной образовательной электронной среды (ИОЭС) для её реализации в образовательном процессе.

Следует отметить, что одним из важных показателей информационной компетенции является владение информационно-коммуникационными технологиями, которое включает в себя три уровня владения информационными компетенциями: базовый, технологический и практический [3].

Для достижения этих целей была разработана программа курса повышения квалификации для преподавателей СВФУ и учителей школ города Якутска в области использования информационных технологий преподавателями кафедры информатика и вычислительная техника педагогического института, рассчитанный на 72, 36 и 18 часов в рамках которой проводились лекционные и практические занятия.

Разработанная программа курса для повышения квалификации в области использования информационных технологий в образовательном процессе представлена на основе модульной основе и включает в себя 3 этапа:

– на первом этапе (информационно-организационный) с учетом уровня профессиональной базовой подготовки к использованию информационно-коммуникационной компетентности большинства обучаемых были поставлены цели формирования первоначальных знаний, умений и навыков, необходимых для использования в образовательной деятельности ИКТ-технологий;

- на втором этапе (эксплуатационно-технологический) были поставлены цели формирования необходимых и достаточных знаний в области информационно-коммуникационных технологий для эксплуатации технических и программных средств, овладение наиболее общими способами деятельности, направленными на практическое использования готовых программных продуктов и приложений;

- третий этап (программно-сетевой) направлен на подготовку учителей и преподавателей к самостоятельному использованию сети Интернет, к осуществлению сетевого взаимодействия между образовательными организациями, разработке и созданию презентационных материалов, к технологию использования системы Моодул для использование интерактивной технологии в модульно-рейтинговой системе обучения.

Для достижения поставленных целей потребовалось организовать мультимедийное индивидуальное обучения по освоению сетевых технологий для повышения квалификации учителей и преподавателей СВФУ в области информационных технологий осваивали первичные базовые понятия, составляющие основу для изучения информационных и сетевых технологий,  приобретали начальный опыт самостоятельного использования интерактивных мультимедийных ресурсов для озвучивания лекционного и демонстрационного материала, навыков работы с графическим интерфейсом Windows и др.

Далее, на втором этапе в состав информационно-дидактических ресурсов были включены виртуальные и интерактивные обучающие программы по использованию текстового редактора MS Word, электронной таблицы MS Excel, системе управления базами данных MS Access и осуществлена компьютерные тестирования по проверке навыков работы с программами среды Windows.

На третьем этапе предоставлены материалы для освоения облачной и сетевых технологий, методические рекомендации для системы СДО «Moodle» на базе Глобального Университета СВФУ.

Преимущества системы СДО «Moodle» для обучения студентов является наличие для каждого раздела пользовательского модуля имеются использование следующей технической операции: «добавить», «редактировать» и «удалить», которые представляют собой форму для выполнения соответствующей операции

Таким образом, в программу курса вошли следующие необходимые на наш взгляд, разделы, такие  как основы использования информационных технологий в образовательном процессе, научно-методическое сопровождения дистанционного обучения в школе и вузе, сервисы сетевых технологий для реализации электронного обучения, подготовка текстовых документов, табличных документов, компьютерной графикой и мультимедиа, технология создания и использования веб-ресурсов и др.

Как правило, каждый раздел имеет свои специфику, в содержании которых есть базовая и углубленная части из области использования информационных технологий.

В зависимости от базовой информационной подготовки, а также на основе результатов опроса и с учетом позиции преподавателя в конце каждого этапа с помощью разработанной нами диагностических средств измерялся уровень развития информационной компетентности обучаемых, которая позволила установить качественную и количественную динамику развития вышеназванной компетентности и её развития в составе профессиональной подготовки учителей и педагогов.

 

Литература

  1. Барахсанова Е.А. Проблемы создания электронного обучения в педагогических вузах // Материалы сетевой международной научно-практической конференции. СПб.: Астерион. 2014. С. 59-62.
  2. Власова Е.З. Электронное обучение в современном вузе: проблемы, перспективы и опыт использования. // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2014. - No 1. – С. 43 – 49.
  3. Прокопьев М.С. Использование интерактивной технологии в модульно-рейтинговой системе обучения // Преподаватель XXI век. – 2012ю - No3. С. 27-32.
Literature
  1. E. A. Barakhsanova the problem of creating e-learning in pedagogical universities // proceedings of the international network of scientific-practical conference. SPb.: Asterion. 2014. P. 59-62.
  2. Vlasova E. Z. E-learning in a modern University: problems, prospects and experience. // Universum: Vestnik of the Herzen University. - 2014. - No. 1. – S. 43 – 49.
  3. Prokopiev M. S. the use of interactive technology in the module-rating system of education. Teacher of the XXI century. - 2012yu-No3. P. 27-32.
@ Е.А. Барахсанова, Сивцев Н.Ю.