МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЯКУТОВ (НА ПРИМЕРЕ ЛИРОВИДНОГО ОРНАМЕНТА)

METHODOLOGY OF SCIENTIFIC RESEARCH OF THE ORNAMENTAL CULTURE OF THE YAKUT (ON THE EXAMPLE OF THE LIROVID ORNAMENT)

Орнаментальное искусство так великолепна, что она в умелых руках может рассказать историю целого этноса: ее происхождение, перемещения и переселения, веру и религию, торговые отношения с другими народами и т.д. Орнамент накрепко связан с национальным мышлением, характером народа.

Лировидный орнамент распространен у многих народов, происхождения и значение, которого имеет массу вариантов.

Многиеисследователи затрагивали в своих работах темулировидного орнамента.В вопросе его происхождения существует две версии: зооморфное и растительное.

Рассмотрим версию зооморфного происхождения. Из материалов раскопки XVII-XIX века изначальной фигурой лировидного орнамента М.М. Носов считает фигуру коровы или голову оленя постепенно стилизованной в «көһүүройуу». В этой стилизации исследователь утверждает, чтовыработка данного орнамента произошло, исключительно, самим народом [5]. Его мнение разделяет  А.П. Окладников, который считает, что орнамент произошел от фигуры коровы, а внутреннее наполнение это теленок в чреве стельной коровы, и далее его связывают с культом плодородия [6]. Также этнографФ.М. Зыков соглашается с ними, но он видит внешнее сходство орнамента с сосудом, в которой перевозили кумыс -  «көҕүөр иһит» и считает, что орнамент  происходил именно от очертаний формы этого сосуда [2]. Еще один вариант зооморфного происхождения лировидного орнамента существует у немецкого ученого Уллы Йохансен. Она считает, что он произошел от головы горного барана аргали и имеет сакральную функцию оберега[3]. Искусствовед И.А. Потапов склонен в правоте теории У. Йохансен [8]. Согласен с нейи этнограф А.И. Гоголев, хотя онвидит в лировидном мотиве фигуру грифона [1]. Таким образом, все выше названные исследователи считают, что лировидный орнамент имеет начало от зооморфных видов орнаментов.

Теперь перейдем к теориям растительного происхождения. Все исследователи, которые придерживаются этой теории, сходятся в едином мнении, рассматривая в лировидном орнаменте Мировое дерево или Аал Луук Мас.

Н.И. Каплану «көһүүр ойуу» напоминает лиру с одной струной. Она убеждена, что в этом орнаменте «отсутствует связь с образами животного мира»[4].

Множество работ по орнаментальному искусству написала искусствовед Тишина Т.П.. Мотив лиры ученый связывает с  древом жизни и с триадой якутских богинь: Айыысыт, Иэйэхсит и Аан Алахчын [11]. Она дает лировидному мотиву свойство полисемантизма, когда один и тот же элемент имеет то зооморфную, то растительную, то геометрическую трактовку, то растительно-зооморфную или зооморфно-антропоморфную одновременно [10].

В работе З.Ф. Семеновойлировидный орнамент рассматриваетсякак трехчленная зооморфно-растительная композиция, отражающая сюжет Мирового дерева. И она относит лировидный орнамент знаку, связанному с космологическими воззрениями якутов. Исследователь видит центральную часть орнамента как дерево, а спирали расположенные с двух сторон как животных.   Таким образом, она относит лировидному орнаменту апотропеистическую (защитную или охранную), продицирующую и благопожелательную функции  [9].

С.И. Петрова рассматривает лировидный орнамент тоже как символ Мирового дерева – древа жизни, древа плодородия, древа восхождения. Также она отмечает, строгую симметричность и вертикальность орнамента, устремленного вверх (кроме декора обуви) [7].

Таким образом, лировидный орнамент является самым распространеннымв якутской орнаментике. Лировидный орнамент имеет особый образный язык, передающийособенности национального сознания якутов. Для лировидного орнамента характерны конструктивная ясность формы мотива, обобщенность и строгая симметричность. Все исследователи сходятся в одном мнении, что лировидный орнамент көҕүөр или көһүүр ойуу имеет благопожелательную и оберегательную функцию и выступает как символ плодородия, отражает космологические представления якутов. На наш взгляд, в этом случае теория зооморфно-растительного происхождения, более компромиссна и убедительна.

 

Литература:

 

  1. Гоголев А.И. Историческая этнография якутов: вопросы происхождения якутов. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 1986, -92с.
  2. Зыков Ф.М. Лировидный орнамент якутов // Проблемы народного прикладного искусства Якутии. Сб. научн. Трудов. –Якутск. 1984. C. 82-92.
  3. Йохансен У. Орнаментальное искусство якутов: историко-этногрфические исследования. М-во культ. И духовн. Развития РС(Я), музей музыки и фольклора народов Якути. – Якутск: Компания «Дани Алмас», 2008. -160с.
  4. Каплан Н.И. На земле чоронов и сэргэ // Радуга на снегу. – М.: Молодая гвардия, 1972. С. 76-96.
  5. Носов Н.Н. Стилевые признаки якутского узора //Сборник материалов по этнографии Якутов. – Якутск: Якутское гос. Издательство, 1948. С107-116.
  6. Окладников А.П., Шибаева Ю.А. К истории якутской орнаментики // Труды института языка, литературы и истории. Якутск: Кн. Изд-во Якутск, 1959. С. 5-11.
  7. Петрова С.И. Художественное шитье конского убранства якутов: традиции и современность. – Новосибирск: Наука СО РАН, 2011. -118с.
  8. Потапов И.А. Якутская народная резьба по дереву. – Якутск: Якутское книжное изд-во, 1972. -143с.
  9. Семенова З.Ф. Космологические представления у якутов: символика и знак // Духовная культура в жизни этноса: сборник научных трудов. – Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 1991. С. 27-35
  10. Тишина Т.П. О некоторых проблемах комплексного исследования Якутского орнамента (по материалам якутского народного искусства XIX-XX веков) // Проблемы народного прикладного искусства Якутии. Сб. научных трудов. – Якутск: Якутский филиал СО АН СССР, 1984. С. 59-82
  11. Тишина Т.П. Растительный орнамент в якутском народном искусстве XIX века // Язык. Миф. Культура народов Сибири: Сборник научн. Трудов. – Якутск: ЯГУ, 1991. С. 92-104.
 
  1. Gogolev A.I. Istoricheskaja jetnografija jakutov: voprosy proishozhdenija jakutov. – Jakutsk: Izd-vo JaGU, 1986, -92s.
  2. Zykov F.M. Lirovidnyj ornament jakutov // Problemy narodnogo prikladnogo iskusstva Jakutii. Sb. nauchn. Trudov. –Jakutsk. 1984. C. 82-92.
  3. Johansen U. Ornamental'noe iskusstvo jakutov: istoriko-jetnogrficheskie issledovanija. M-vo kul't. I duhovn. Razvitija RS(Ja), muzej muzyki i fol'klora narodov Jakuti. – Jakutsk: Kompanija «Dani Almas», 2008. -160s.
  4. Kaplan N.I. Na zemle choronov i sjergje // Raduga na snegu. – M.: Molodaja gvardija, 1972. S. 76-96.
  5. Nosov N.N. Stilevye priznaki jakutskogo uzora //Sbornik materialov po jetnografii Jakutov. – Jakutsk: Jakutskoe gos. Izdatel'stvo, 1948. S107-116.
  6. Okladnikov A.P., Shibaeva Ju.A. K istorii jakutskoj ornamentiki // Trudy instituta jazyka, literatury i istorii. Jakutsk: Kn. Izd-vo Jakutsk, 1959. S. 5-11.
  7. Petrova S.I. Hudozhestvennoe shit'e konskogo ubranstva jakutov: tradicii i sovremennost'. – Novosibirsk: Nauka SO RAN, 2011. -118s.
  8. Potapov I.A. Jakutskaja narodnaja rez'ba po derevu. – Jakutsk: Jakutskoe knizhnoe izd-vo, 1972. -143s.
  9. Semenova Z.F. Kosmologicheskie predstavlenija u jakutov: simvolika i znak // Duhovnaja kul'tura v zhizni jetnosa: sbornik nauchnyh trudov. –Jakutsk: Izd-vo Jakutskogo un-ta, 1991. S. 27-35
  10. Tishina T.P. O nekotoryh problemah kompleksnogo issledovanija Jakutskogo ornamenta (po materialam jakutskogo narodnogo iskusstva XIX-XX vekov) // Problemy narodnogo prikladnogo iskusstva Jakutii. Sb. nauchnyh trudov. – Jakutsk: Jakutskij filial SO AN SSSR, 1984. S. 59-82
  11. Tishina T.P. Rastitel'nyj ornament v jakutskom narodnom iskusstve XIX veka // Jazyk. Mif. Kul'tura narodov Sibiri: Sbornik nauchn. Trudov. – Jakutsk: JaGU, 1991. S. 92-104.