Условия развития инновационной деятельности в республике Саха (Якутия)

Conditions for the development of innovative activities in the Republic of Sakha (Yakutia)

Необходимым условием успешного развития инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия) является поддержка территориальных образований, особенно с высокой концентрацией научно - технического, промышленного и образовательного потенциала, т.е. муниципальных образований, претендующих на статус "территория с лучшей организацией работы по активизации инновационной деятельности".

Принимая во внимание решение Совета по научно-технической и инновационной политики при Правительстве Республики Саха (Якутия) необходимо усовершенствовать государственную поддержку муниципальных образований республики, определены в качестве основных целей следующие:

- развитие на основе имеющегося научного и производственно - технического потенциала наукоемких производств, рост выпуска конкурентоспособной продукции, в конечном итоге возможно создание специализированных зон инновационного развития;

- обеспечение достойного уровня жизни населения, его максимальной занятости высококвалифицированным трудом, диверсификация как видов деятельности и специальностей образования.

Государственная поддержка территорий осуществляется, прежде всего, программными методами:

- разрабатываются и утверждаются муниципальные программы по развитию инновационной деятельности.

При разработке программ необходимо:

- повысить эффективность использования бюджетных средств (ключевым показателем эффективности программ должна быть бюджетная эффективность), предусмотреть привлечение бюджетных средств на возвратной основе для финансирования инновационных проектов;

- обеспечить привлечение и эффективное использование средств их внебюджетных источников.

Формирование и поддержание параметров благоприятного инновационного климата - становится одной из первостепенных задач муниципалитетов.

На уровне муниципальных образований требуется использование специфических инструментов управления инновационной деятельностью.

Одним из инструментов управления инновационной деятельностью и определения рейтинга инновационно-активных территорий Республики Саха (Якутия) является проведение республиканского конкурса среди администраций муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на лучшую организацию работы по активизации инновационной деятельности, основной целью которого является содействие администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) в формировании благоприятной инновационной среды, создании и развитии инновационной инфраструктуры на подведомственной территории каждого муниципального образования. Вместе с тем, наличие определенных общих черт позволяет использовать современные управленческие и технические разработки, которые наряду с адекватным представлением уже проработанных инновационных проектов на конкретных территориях, должны включать механизмы поиска и поддержки принятия инновационных решений. Подобные системы реализуемы на основе построения бизнес - карт территорий.

В целом бизнес - карты позволяют добиться нескольких целей:

- оценки предпринимательской активности в решении социально-экономических задач территории и их выражения в стоимостных параметрах;

- координации усилий администраций муниципалитетов и инвесторов в конкретных условиях местного рынка;

- формирования благоприятных условий для деятельности частного бизнеса в приоритетных направлениях для данной территории;

- стимулирования проблемы занятости населения;

- повышения эффективности использования всех видов местных ресурсов (природно-географических, социально-трудовых, инфраструктурных, институциональных, финансово-бюджетных и пр.);

- привлечения внешних инвесторов.

Построение системы управления инвестиционной привлекательностью на основе бизнес-карт включает следующие этапы:

1) разработка методологического обоснования системы управления инновационным потенциалам;

2) создание методики комплексной оценки инновационного потенциала на основе количественного и качественного учета стратегически важных составляющих инновационного потенциала;

3)разработка автоматизированного комплекса по оценке инновационного потенциала;

4) апробация комплекса на базе "пилотных" территорий;

5) организация и сбор данных;

6) проведение презентационных и обучающих мероприятий по внедрению системы управления инновационным потенциалом территорий;

7) проведение организационно - технических мероприятий по контролю над функционированием системы.

Учитывая инновационный характер создаваемой системы, предполагалось определение "пилотной" территории для предварительного формирования бизнес-карты и отработки ее функционирования, с дальнейшим распространением на другие территории.

 Литература

  1. Инновационный менеджмент: Учебное. пособие/ Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003.
  2. Основы инновационного проектирования: учебное пособие/ В. А. Сергеев, Е. В. Кипчарская, Д. К. Подымало. Ульяновск, 2010: УлГТУ
  3. https://www.innoros.ru/zakonodatelstvo
  4. https://mininvest.sakha.gov.ru/
References
  1. Innovative management: Educational. allowance / Dorofeev VD, Dresvyannikov VA Penza: Publishing house Penza. state. University, 2003.
  2. Fundamentals of innovative design: textbook / VA Sergeev, EV Kipcharskaya, DK Podymalo. Ulyanovsk, 2010: UlSTU
  3. https://www.innoros.ru/zakonodatelstvo
  4. https://mininvest.sakha.gov.ru/