ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Патриотизм, гражданственность сегодня рассматриваются в нашем  обществе как  базовая личностная характеристика каждого россиянина. У учащихся уже с самого начала пути должны формироваться чувство гордости за свою страну и свой народ, уважение к традициям края, к великим свершениям и значимым событиям страны. В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Стоит помнить, что патриотизмом называют нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и гордость за свой народ [1], [2] .

18 октября 2016 года министр образования Ольга Юрьевна Васильева утвердила национальную концепцию гражданско-патриотического воспитания в рамках программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», в которой нами определены  в качестве ориентира в проектировании основные задачи воспитательной работы с младшими школьниками:

Основными задачами данной программы являются:

- формировать патриотический дух и любовь к своей Родине у младших школьников Российской Федерации;

- воспитывать качества гражданина-патриота, ответственность, уважение к другим и самому себе, чувство собственного достоинства;

- познакомить учащихся с выдающимися гражданами России, их вкладом в развитие национальных ценностей в условиях ветеранских организаций.

Формирование патриотизма у младших школьников – процесс длительный и многогранный. Без чувства любви к Родине нельзя построить сильную Россию. Без почитания истории родной страны, дел и традиций старшего поколения невозможно вырастить достойных граждан.

Решая задачи патриотического воспитания, учитель начальных классов должен выстроить свою деятельность, учитывая следующие факторы:

- актуальность определенных знаний в данном возрасте;

- процесс формирования патриотизма должен быть непрерывным и носить систематический характер воспитания;

- необходим индивидуальный подход к каждому школьнику, учитывая его психологическиеособенности;

- разнообразие форм работы и видов деятельности с учетом возраста младшего школьника[3], [4].

В данной статье мы рассмотрим опыт формирования патриотизма у младших школьников  на примере 1 «А» класса МОБУ «Городская классическая гимназия».

Мы исходили из  позиции о том, что патриотическое воспитание учащихся должно осуществляться не только в рамках планируемых воспитательных мероприятий класса и школы, но и в учебном процессе через изучение учебных дисциплин, так и через внеурочные занятия. Таким образом, младший школьник должен оказаться в целостной образовательной среде, целенаправленно ориентированной на достижение воспитательных задач, определенных общероссийской программой.

Так, патриотическое воспитание осуществляется на уроках по разным предметам учебного плана, включая русский язык и литературное чтение, окружающий мир, технологию и др.  Вышеперечисленные дисциплины прививают любовь и уважение к родному языку, литературе, культуре, традициям, природе, к народам, живущим на этой земле, необходимость сохранять и любить родной край. Младший школьник получает знания о своей стране, географическом положении, государственной символике, флоре и фауне. На уроках используется исторический  материал о тех, кто прославил страну, наш край, нашу республику [5].

С целью обеспечения целостности патриотического воспитания нами  была разработана программа внеурочной деятельности, в которой была сформирована цель: формирование осознанного отношения к ценностям родного края: людям, природе, истории, культуре и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю; способность школьников адекватно проявлять внутреннюю и внешнюю правовую культуру, основные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства, патриотизм) в соответствии с жизненными ситуациями.

Таким образом, используется для реализации патриотического воспитания как урочное, так и внеурочное время. Различные формы занятий -  экскурсии, посещение музеев, выставок, патриотические кружки, торжественные вечера, концерты, встречи с интересными людьми, - все это можно и нужно использовать в процессе воспитания. Учащиеся с удовольствием изучают материал, связанный с культурой народа, природой, историей родной страны, особенно когда сами являются непосредственными участниками творческого процесса, осваивают информацию в деятельностном формате. Системная и деятельностная  организация воспитательной работы способствует повышению  общего уровня нравственной культуры,  основ патриотизма и гражданственности, что закономерно будет влиять на развитие потребности в получении новых знаний о Родине, о традициях народа.

 

Список использованной литературы

 

  1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.
  2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – № 4.
  3. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8
  4. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4
  5. Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. – 2002. – № 6.
 

© Э.И. Федотова, А.Н. Неустроева, 2018