ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТРИГА КАК ПРИЕМ АКТИВИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ И КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

С 2015 года в Намской СОШ № 1 им. И.С. Гаврильева реализуется проект  “3Д Консолидация как новая форма социального взаимодействия”, целью которого является создание развивающего пространства для всех участников образовательного процесса на основе использования внутренних ресурсов и профессионального потенциала организации, обеспечивающего непрерывное взаимодействие педагогов, родителей и обучающихся. В рамках данного проекта реализованы улусные «Коммунарские сборы» для молодых педагогов Намского улуса, «Коммунарские экологические сборы», посвященные 15-летию Детского экологического парка «Кэнкэмэ», Форум социального взаимодействия «Три Д Консолидация», классный час «Помним. Гордимся. Благодарим» в рамках Дня государственности в форме «Три Д Консолидация», улусная интерактивная игра «Форсайт Фри форм – вызов 2030 году» (союз 4 школ), квест-игра «Моя родина Намский улус», Форум «Победители ПНПО – педагогам Энсиэли», республиканский семинар «Творческий тандем поколений педагогов как условие повышения профессиональной компетенции педагогов» и др.

Проект ориентирован на реальный практический результат, во время работы строятся позитивные отношения между всеми участниками мероприятия, расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа в проекте позволяет проявить себя с самой неожиданной стороны. У каждого из участников есть возможность показать свои организаторские, творческие, коммуникативные способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным фактором для организации процесса обучения в современной школе.

В настоящее время проект имеет статус Республиканской инновационной площадки по теме “Педагогическая интрига как прием активизации личностных ресурсов и компетенций обучающихся в условиях сельской школы”.  Исходя из проблем, выявленных в ходе реализации проекта «Три Д консолидация как новая модель социального взаимодействия», мы разработали новые механизмы работы, которые бы охватывали 100% родителей и обучающихся, опираясь на технологию ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Главная идея теории Г.С. Альтшуллера заключается в том, что техническое изобретательское мышление развивается по определенным законам, которые можно познать и использовать для целенаправленного развития мышления. Главная цель, которую ставят перед собой педагоги, работающие по технологии ТРИЗ -  это формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.

Суть педагогической «интриги» в том, что обучающиеся и их родители должны быть задействованы в такие виды деятельности, в которые ранее не были задействованы и о которых ранее и не предполагали. Такие виды деятельности разрабатываются обучающимися путем рефлексии на начальном этапе по методу сравнения: «Я вчера. Я сегодня. Я завтра», а их родителями по методу сравнения: «Мой ребенок вчера. Мой ребенок сегодня. Мой ребенок завтра». На следующем этапе создаются возрастные проектные группы по интересам обучающихся и их родителей, в которых модераторами и проектировщиками выступают сами обучающиеся и родители. Затем идет процесс апробации проектов. На завершающем этапе проводится смотр продуктов деятельности каждой проектной группы с обязательной рефлексией всех участников.

 

Список использованной литературы:

  1. Альшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ-теорию решения изобретательских задач - 2010, 3-е изд., - М.: Альпина Паблишерз. С. 283-285.
  2. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. - М., 2003.
  3. Морозова Н.Г., Кравченко Н.Г., Павлова О.В. Технология 5-11 классы: проектная деятельность учащихся. - Волгоград: Учитель, 2007.
  4. ОрловМ.А.Основы классической ТРИЗ. Практическое руководство для изобретательного мышления. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Солон-пресс, 2006. - 432 с.
  5. Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений. - М.: Центр «Школьная книга», 2006.
© А.Д. Ноговицына, С.И. Прокопьева, 2018