ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов развития ребёнка. В этот период под влиянием целенаправленного педагогического воздействия формируются важные психические новообразования, происходит становление учебной деятельности, в частности, ее мотивации и базовых учебных умений, которые во многом определяют эффективность всего дальнейшего обучения школьника.

Учебную деятельность В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин определяют как процесс, в котором получение знаний, овладение соответствующими способами являются главной и осознаваемой целью субъекта обучения. Без нее невозможно овладеть другими видами человеческой деятельности. В трактовке Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова учебная деятельность - это один из видов деятельности учащихся (школьников и студентов), направленный на усвоение теоретических знаний и способствующий интенсивному развитию мышления.

Учебную деятельность нельзя отождествлять с процессами усвоения разнообразных знаний и способов действий, которые происходят во время трудовых, игровых, спортивных занятий. Учебная деятельность является специфической разновидностью учения, которая организуется специально для того, чтобы учащийся, осуществляя ее, изменял самого [2].

В современной педагогической психологии учебную деятельность принято определять как форму социальной активности человека, направленную на овладение способами предметных и умственных (познавательных) действий.

Она протекает под руководством учителя и предполагает включение ребенка в определенные общественные отношения.

Важную роль в обучении младшего школьника играет сформированность навыков учебной деятельности. Навыки учебной деятельности - это особые умственные действия, владение которыми облегчает решение учебных задач. К таким, например, относятся действия: внимательного и сознательного слушания учителя, действия по плану, самостоятельного выполнения поставленной задачи, пользования краткой и распространенной формами ответа, способность аргументирования и аргументированного доказательства, дополнения ответов товарищей, критической самооценки собственных знаний и умений и многие другие. Владение такими навыками облегчает учение и повышает его эффективность [1].

Одними из эффективных методик по диагностике сформированности навыков учебной деятельности, с нашей точки зрения, являются методики «Бусы» Л. А. Венгера и «Домик» Н. И. Гуткиной. Методика «Бусы» выявляет количество условий, которые ребёнок может удержать в процессе деятельности при восприятии задания на слух. Перед выполнением задания ребенку дается карточка с нарисованной на ней ниткой. Каждый ребенок должен под диктовку нарисовать пять бусин разного цвета, но бусинка посередине должна быть синей и нитка должна проходить посередине бусин. Оценка выполнения задания: 1-й уровень - задание выполнено правильно, учтены все пять условий: положение бусин на нитке, форма бусин, их количество, использование пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины; 2-й уровень - при выполнении задания учтены 3-4 условия; 3-й уровень - при выполнении задания учтено 2 условия; 4-й уровень - при выполнении задания учтено не более одного условия.

Методика «Домик» позволяет выявить умение ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать, определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Материал и оборудование: образец рисунка, лист бумаги, простой карандаш.

Учащиеся должны в точности скопировать рисунок, обращая внимание на все детали. Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки.

В диагностике приняли участие 26 учащихся 2 «а» класса «Мархинской СОШ №1». Ориентировочное время работы – 40 минут.

Результаты, полученные с помощью методики «Бусы», показали:

1 уровень - 54% учащихся.

2 уровень – 23% учащихся.

3 уровень – 11% учащихся.

4 уровень – 11% учащихся.

Рис.1 Результаты, полученные с помощью методики «Бусы»

Из полученных результатов видно, что меньше половины учащихся не могут воспринимать информацию на слух и имеют низкую степень развития произвольного внимания. Всё это может оказаться причиной низкой успеваемости школьников. Учителю нужно добиться от учащегося максимального запоминания материала и его воспроизведения. Исходя из этого, учителю следует особое внимание уделять тому, чтобы младшие школьники научились правильно и осмысленно запоминать учебный материал.

Надо систематически знакомить учащихся с приёмами рационального запоминания, не рассчитывая на то, что школьники, по мере приобретения опыта учебной работы, сами их найдут. Также важно развивать внимание школьников, применение технических средств обучения, как аудиовизуальных средств обучения приводит к повышению качества концентрации внимания, повышают интерес к учебному материалу.

Возможность использования игровой деятельности позволяет обеспечивать естественную мотивацию знаний, сделать интересным и осмысленным даже самый элементарный материал. Именно использование игровых приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других детей.

Таким образом, развитие внимания и памяти в начальной школе является одной из главных целей в обучении. Ведь главное на уроках - это сосредоточенность, устойчивость внимания, осмысленное запоминание. Всё это способствует успешному усвоению учебного материала детьми младшего школьного возраста.

 

Список использованной литературы:

  1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург-2000, 937 стр.
  2. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова. М.: Издатель Рассказов А.И. 2004. 303 с.
  3. Горгадзе М.В., Кожурова А.А. Исследование личности ребенка в учебной деятельности. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. Т. 6. С. 108-110.
© Кулебакина Д. В., Шадрина С. Н. 2018