«WORLDSKILLS» КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА УЧИТЕЛЕЙ

Требования к омоложению кадрового состава с одной стороны, и повышения уровня подготовки с другой обусловили поиск эффективных методов подготовки профессионалов [1]. Одним из решений поставленных задач стала разработка концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы в РФ, ориентированной на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала [2].

Одним из способов реализации данной концепции стало увеличение числа различных конкурсов, смотров и олимпиад. Так стало успешно развиваться движение «WorldSkills» как конкурс профессионального мастерства. Анализ проведения мероприятий «WorldSkills» показал, существуют определенные требования к подготовке к участию в конкурсных мероприятиях. Необходимо отметить, что участники конкурсов должны обладать целеустремленностью и психологической устойчивостью, развитым технологическим мышлением, навыками профессиональной коммуникации и профессиональной деятельности. Это и характеризует портрет современного профессионала и мотивирует на выбор профессии и, следовательно, определяет технологию представления профессий в школьном образовании.

Основные инструменты движения «Worldskills, основываются на четких и унифицированных методиках выполнения конкурсных заданий, кодекса профессиональный этики, который регулирует процесс принятия решений и четкие требования к оценке практических навыков. Большинство из конкурсных заданий ориентированы на пересмотр образовательных программ и учебных планов, требуют знания психологии, этики и делового этикета.

Данные модули позволяют сформировать у будущих педагогов личностные качества, необходимые при высоких психоэмоциональных нагрузках [4]. Также при подготовке учитывается то, что участник должен владеть техническим английским языком (нижний уровень – умение читать и переводить со словарем). Это обстоятельство обусловлено тем, что часть информации на чемпионатах может быть представлена на английском языке.

В ходе реализации конкурсных заданий проводится анализ потенциальных возможностей студентов, как с точки зрения «обучаемости» (степени усвоения материала), так и с психоэмоциональной стороны (усидчивость, терпеливость, усердие, целеустремленность).

Проведенная нами экспериментальная проверка особенностей использования инструментов «WorldSkills» в системе дополнительного образования показала, что повышение качества освоения компетенций напрямую зависит от уровня сформированности мотивации будущих педагогов к овладению профессией. Установлено, что уровень освоения компетенций зависит от мотивации к изучению более сложных и перспективных тем [4].

Особо хотелось бы отметить практикоориентированность представляемых решений заданий и нацеленность молодых людей на получение знаний, умений и навыков, которые непосредственно влияют на их самореализацию.

Результаты работы по подготовке студентов к участию в конкурсных мероприятиях «WorldSkills» показали, что в целом данное движение имеет высокий мобилизующий эффект и в занчительной степени влияет на качество профессиональной подготовки будущих педагогов.

Список использованной литературы:

  1. Абрамова М.А., Крашенинников В.В., Либерска Х., Фарника М. Трансляция культуры и/или развитие в деятельности: германо-российская и англо-саксонская модели образования //Философия образования. 2015. № 2 (59). С. 37-45.
  2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы в РФ // — режим доступа: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf
  3. Крашенинников В.В., Круглова Н.Р. Обеспечение качества подготовки специалиста: концептуальная модель //Философия образования. 2008. № 2. С. 126-131.
  4. Романченко М.К., Крашенинников С.В., Кубашев А.Н., Романченко А.М. Повышение педагогического мастерства как фактор повышения качества подготовки специалистов. Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 9-4 (51). С. 79-81.
© С.В. Крашенинников, 2018