РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЯКУТСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК

Актуальность данной проблемы заключается в том, что в настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Понятие «ценность» охватывает широкий круг, предметов и явлений: материальное благо предмета потребления, значение общественного явления, эстетическое свойство природного объекта или произведения искусства, феномены общественного сознания и так далее, когда они включаются в условия социального бытия человека и в котором выражен момент значимости явления для бытия другого [1, с.21]. Идеи и представления аксиологии стали исследоваться отечественными философами, социологами и культурологами (С.Ф. Анисимов, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, В.В. Кортава, В.Н. Сагатовский и др.)  [1,с.15].

Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Нравственно-патриотическое, духовное воспитание детей является одной из основных задач начального образования. С начальных классов необходимо формировать у школьников такие интегративные нравственные качества и черты, как доброта и милосердие, правдивость и честность, стойкость, смелость, проявление неприятия негативным явлениям в окружающей жизни. Нравственные ценности поддерживаются нравственными регулятивами - правилами поведения, которые исходят из нравственных ценностей и отличаются в зависимости от культуры общества и царящих в ней ценностей. Нравственность в словаре С.И. Ожегова определена как внутренние духовные качества которыми руководствуется человек. Иначе, нравственность, как один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни - в труде, в быту, в личных, внутригрупповых отношениях, а также его отношения с природой [2, с.34]. Понятие «нравственность» - это форма общественного сознания, которая регулирует поведение человека в обществе, и в этом ее основное сходство с моралью. Нравственность-это качественно другой уровень, по сравнению с моралью, это уровень общечеловеческих ценностей. Нравственный человек не ограничивается усвоенными нормами, с тем чтобы действовать так или иначе, потому что так принято.  Нравственность требует осознания самим человеком разумности того или иного поступка                 [2, с,17].  

Ценность - это понятие, которое получило распространение в с изучением личности человека в ракурсе его социальных действий поведения.  Специалисты подчеркивают, что ценности - это и их свойства, нужные людям определенного общества и отдельной личности [2, с. 45]. Якутский сказочный фольклор очень богат и в своей первородной основе имеет много схожего со сказками других народов. Но преобладает в нем все-таки сказки самобытного, якутского происхождения, несущие на себе весь неповторимый колорит родной природы, все многообразие жизни, труда и духовного мира, отчего края. Будучи творением народного гения, якутские сказки, как и сказки других народов, выражают чаяние и стремления трудящегося человека, его сокровенные мечты о лучшей, справедливой жизни и светлом мире, где он распоряжается не только своею жизнью, но и явлениями природы [3, с.34].  У нас якутов, как и у других народов, сказки делятся на три вида: сказки о животных, волшебные или фантастические, и сказки бытового содержания. Якутские сказки, как и все обширные устное народное творчество народа, питали, питают и еще долго будут питать нашу национальную литературу, наше искусство. Наверно, среди якутских писателей не найдется ни одного, кто бы не использовал в своем творчестве мотивы, образную систему и сочный язык сказок [3, с.67].

Для развития нравственных ценностей младших школьников на занятиях были использованы якутские народные сказки. Дети на занятиях с интересом читали сказки, активно участвовали в дискуссиях, много спорили, но всегда приходили к единому мнению.

В целях определения уровня сформированности нравственных ценностей   использовали методику С.М. Петровой «Пословицы». Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе. После проведенных занятий мы повторно проводили диагностику, нами были выявлены наиболее эффективные условия развития нравственных ценностей младших школьников на внеурочных занятиях.

Тестирование показало, что незначимость материального благополучия в жизни - 66%, материально благополучная жизнь - 34%, счастливая хорошая жизнь - 100%, трудная сложная жизнь - 0, оптимистическое отношение к жизни - 54%, пессимистическое отношение к жизни - 46%, хорошее отношение к людям - 80%, плохое отношение к людям - 20%, значимость дружбы - 94%, незначимость дружбы - 7%, значимость труда - 85%,  незначимость труда - 15%.

Как видим, существенно изменился процент почти по всем показателям, что подтверждает предположение об эффективности использования якутских народных сказок в развитии нравственных ценностей младших школьников.

 

Список использованной литературы:

  1. Борисова Т.М. Формирование нравственных ценностей у студентов физкультурного вуза / Т.М. Борисова. - Якутск, 2009.
  2. Данилов Д.А. Воспитание - основной компонент в системе образования: учебное пособие / Д.А. Данилов, А.Г. Корнилова. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2015. - 148 с.
  3. Корякина Е.О., Шадрина С.Н. Сказка как средство формирования навыков работы с художественным текстом у младших школьников // Духовно-ценностное развитие личности детей: теория и практика материалы Всероссийской научно-практической конференции «Васильевские чтения-2». 2015. С. 76-77.
  4. Якутские сказки. / Сост. Д.К. Сивцев - Суорун Омоллоон, П.Е.Ефремов. Пер. С.И. Шуртаков. В.Н Федоров. Вступ статья С.П. Данилова. Худ. И.И. Попов. Якутск: Кн. изд-во, 1990. - 336 с.
©В.Н. Андросова, Т.М. Борисова, 2018