РАЗВИТИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Современное общество характеризуется высоким уровнем развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которое затрагивает практически все сферы жизнедеятельности человека. Процесс информатизации коснулся и системы современного образования. Проблема информационной подготовки человека к жизни в информационном обществе традиционно находится в центре внимания международного сообщества [5]. Сейчас многое изменилось, и мы вошли в эру, в которой технология больше не является устрашающей новинкой - ее использование в сфере экономики и промышленности давно общепринятый факт. Без знания компьютерной грамотности уже невозможно получить образование и устроиться на работу. В каждом доме теперь имеется компьютер, современные дети начинают осваивать его чуть ли не с пелёнок [3].

Актуальность создания и развития современной информационной образовательной среды в школах обусловлено требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Методологическую основу составили исследования: концепция информатизации системы образования (А.В. Аванесов, В.Н. Апатова, и др.); концепция модернизации информационного образовательного пространства раскрыта В.И. Астафьевым информационного подхода [1]. Развитие творческой личности в условиях информатизации образовательной среды была изучена Барахсановой Е.А.

Младшие школьники должны быть готовыми жить в современном обществе, поэтому в образовательный процесс активно внедряются различные ИКТ-технологии. В развитие ИКТ- компетенции младших школьников входит не только умение активно использовать ИКТ-технологии, но и способность к сотрудничеству, активное приобретение и пополнение знаний. Использование ИКТ возможно на всех этапах обучения: при введении нового материала, закреплении, повторении и контроле.

Чрезвычайно благоприятный контекст для формирования информационных компетенций предоставляет учебный предмет «Окружающий мир».  Именно, в предметной области «Окружающий мир» преимущественно должны формироваться элементы ИКТ-компетентности, связанные с различными способами изучения природы и общества, не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты.

С целью выявления уровня развития ИКТ компетенции младших школьников нами была проведена экспериментальная работа на базе МОБУ СОШ №1 г. Якутска. В ходе эксперимент участвовали два класса. Учащиеся 2 «Б» – экспериментальная группа, 2 «А» – контрольная группа.

На первом этапе была выявлена сформированность ИКТ- компетенции при помощи анкетирования. Были выделены следующие результаты. В экспериментальной группе высокий уровень 10%, средний уровень 56% и низкий уровень 34%. В контрольной группе высокий уровень 12%, средний уровень 52% и низкий уровень 36%. Данное исследование позволило сделать вывод о том, что в контрольной и экспериментальной группах разный уровень развития ИКТ компетенции.

Исходя из полученных данных, нами был создан комплекс из 9 занятий с использованием ИКТ-технологий для создания учащимися мультфильмов, так как создание мультфильмов становится предметом заинтересованности младших школьников и повышает мотивацию к обучению (см. табл.1).

Таблица 1

Комплекс занятий с использованием ИКТ-технологий

Наименование урока: ИКТ-технология:
1 Вводная экскурсия по теме «Погода» Обучающие игры
2 Урок «Природные явления и погода» Виртуальные энциклопедии
3 «Юные исследователи» Виртуальная экскурсия
4 Урок «Необычные явления природы» Обучающие игры
5 Игра-конкурс «Каждая погода - благодать» Power Point
6 Урок «Грозные явления природы» Обучающие игры
7 «Зимние изменения в неживой природе». Виртуальная экскурсия
8 «Погода и ее измерение» Виртуальные энциклопедии
9 «Знатоки природы» Power Point
 

Создание мультфильма состоит из двух основных этапов: съемка и монтаж. Для съемки понадобится фотоаппарат, фон, освещение и то, что вы собираетесь снимать. Предполагается, что ученик должен выполнить такое задание в процессе индивидуальной подготовки (дома или на уроке). Для создания нам понадобилась программа WindowsMovieMaker. Отснятый материал мы импортировали и поместили на шкалу времени, где отображается раскадровка, затем добавляем эффект «ускорение» и добавляем музыку и звук. Сопоставление результатов констатирующего и контрольного экспериментов показало, что проведение комплекса занятий на этапе формирующего эксперимента способствовало повышению качества знаний.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что использование ИКТ-технологии         и развитие ИКТ-компетенций младших школьников позволяет сделать процесс обучения комфортным, повышают эффективность обучения, решает вопросы воспитания всесторонне развитой, творческой   личности.

 

Список использованной литературы:

  1. Барахсанова Е.А. Развитие творческой индивидуальности школьников в условиях информатизации образования. Дис. … докт. пед. наук. – Якутск, 2004. – 366 с.
  2. Борисова Л.П., Шадрина С.Н. Проблема информатизации образования в зарубежных исследованиях// В мире научных открытий. 2015. № 11-1. С. 479-487.
  3. Неустроева М.И., Шадрина С.Н. Использование информационных технологий в учебном процессе // В сборнике: Электронное обучение в ВУЗе и в школе Материалы сетевой международной научно-практической конференции. 2015. С. 205-207.
  4. Цветкова М.С., Ратобыльская Э.С., Дылян Г.Д. Модели комплексной информатизации общего образования / Учебное издание. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. - 119 с.
  5. Косолапова Е.В. Формирование медиаграмотности как компонента информационной культуры младших школьников в условиях школьных и детских библиотек. – Казань, 2013. – 25 с.