Работа с одаренными детьми: проблемы и перспективы

Working with gifted children: challenges and prospects

УДК 37.013

В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных  направлений как на уровне общества , так и на уровне государства. Это , конечно не случайно и обусловлено рядом причин. Понятно, что труд способных и талантливых людей на благо Родины может помочь России выбраться из череды экономических и социальных кризисов. Но также . понятно , что это произойдет , если у молодых талантливых людей будет желание это делать.

В общественном сознании начинает формироваться понимание того.что переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны. Появились образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные организации и фонды, стоящие основной своей целью выявления, обучения, развитие одаренных детей. Можно даже говорить о своеобразной моде на работе с одаренными детьми.

Все это привело к существенному усилению интереса к фундаментальным научным разработкам к области психологии одаренности: к созданию новых теорий и методов, направленных на выявлений психологических закономерностей и механизмов развития одаренности. а также практико-ориентированным исследованиям , их практической апробации и внедрению разрабатываемых методов поиска, обучения и развития одаренных детей.

Однако при работе с одаренными детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, множеством противоречивых видов одаренности, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования, а также чрезвычайного малым числом специалистов , профессионально и личностно подготовленных к работе с одаренными детьми.

Кроме этого, необходимо учитывать специфику обучения и развития одаренных детей в образовательных учреждения разного типа: в системе дошкольного образования, государственного и негосударственного образования, в системе дополнительного  (внешкольного) образования и т.п.

Общество постоянно меняется , меняется и само знание: через 10 лет 100% наших сегодняшних знаний превратятся в 10% . Сегодня успешен тот , кто может быстро реагировать на такое изменение. Этот тезис в полной мере относится и к одаренным детям . Тем не менее в работе с ними именно в этой области имеются значительные проблемы.

Создание условий , обеспечивающих выявление  и развитие способных и одаренных детей , реализацию их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач государств и общества. Проблема детской одаренности и ее развитие решается на самых высоких уровнях управления и государственной власти.

Особое место в решении проблем одаренности играет материальная сторона , но именно она в последние годы достаточно стабильно и существенно развивает направление. В рамках программы «Одаренные дети» предусмотрены значительные вложения по статьям:

-проведения всероссийских предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей, конференций;

-поддержка участия одаренных детей в международных олимпиадах;

-организация и проведения профильных творческих смен для одаренных детей;

-целевая поддержка развития образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми;

-выплата стипендий (премий) одаренным детям и др.

В рамках деятельности Всероссийского научно-методического центра по работе с одаренными детьми выделяется важнейшие задачи,  стоящие в настоящий момент:

-усиление внимания к исследованиям и практике подготовки учителей к работе с одаренными детьми, активизация государственных учреждений  в решении этой задачи;

-проведение региональных конференций как средства привлечения внимания к проблеме одаренности, повышения компетентности причастных к ней людей и стимуляции ее дальнейших исследований.

Специализированные центры в федеральных округах призваны обеспечивать информационно-методическую поддержку работы с одаренными детьми в своем федеральном округе; координировать усилия различных образовательных учреждений по созданию условий обучения и воспитания одаренных в разных областях знаний, культуры и спорта детей; формировать банк данных одаренных детей федерального округа, интересных методик, технологий, программ, научно-методической литературы по проблеме; повышать квалификацию педагогических кадров субъектов Российской Федерации , входящих в федеральный округ.

Важно отметить, что и на региональном уровне проблема одаренности нашла поддержку органов власти: глава администраций ряда субъектов РФ в своих областях создают различные формы поддержки одаренной и талантливой молодежи – премиальные фонды, именные стипендии, обеспечивают финансирование диагностических мероприятий по выявлению одаренных детей, проведение олимпиад, конкурсов и др.

Программу «Одаренные дети» и комплекс мероприятий по ее реализации можно отнести к разряду социальных технологий.

Вместе с тем мы отлично понимаем, что это только начало пути. Вот только самые поверхностные проблемы:

-нет четких критериев определения одаренных детей, недостаточно содержательных материалов по проблеме диагностики и развития одаренности.

-имеющиеся же в современном научном и, главное, практическом опыте материалы слишком теоретизированы, страдают отсутствием методической направленности, не являются руководством и инструментом для педагогов, психологов, социальных педагогов, работающих с одаренными детьми;

-а самое главное – в государстве не созданы условия для реализации развитых способностей.

А.Маслоу , один из основателей гуманистической психологии, определяя понятие самоактуализации  как полное использование собственных талантов, способностей, потенциала, представляет само актуализирующегося  человека не как обычного, к которому что-то добавлено , а как обычного человека , у которого ничто не отнято!