НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

TAX INCENTIVES IN THE FIELD OF AGRICULTURE OF THE RUSSIAN FEDERATIONA

Налоговая политика в Российской Федерации предполагает введение налоговых льгот, а именно конкретных мер для налогоплательщика, предоставляющих преимущества перед иными субъектами. Необходимо отметить, что с течением времени происходит упрощение уплаты налогов, понижение ставок для налогоплательщиков. Государство вводит по основным налогам налоговые льготы, оказывая поддержку как малому и среднему бизнесу, так и более крупным предпринимателям. Налогообложение реализует регулирующую функцию, способствует стимулированию или наоборот ограничению конкретной деятельности сельскохозяйственных производителей. Налоговые льготы в отличие от прямой помощи государства не ограничивают конкурентоспособность ни одной из организаций, а воздействуют на экономические процессы всех предпринимателей. Однако дифференциация льгот все же учитывается законодателем. Предоставление помощи конкретным товаропроизводителям оказывается не всегда «открытым» и зачастую принимается единолично государственными служащими в Российской Федерации. Так, существенной проблемой является отсутствие четких критериев предоставления государственной помощи, а именно субсидий[1].

Налоговое стимулирование является одним из наиболее приоритетных направлений государственной поддержки. Однако основной функцией налога является фискальная функция, что является одним из признаков налогообложения в современном государстве. Регулирующая функция является второстепенной в отличие от иных форм поддержки, где стимулирующая функция доминирующая. Существенный недостаток налогового стимулирования- возможность применения льгот не всеми нуждающимися в поддержке субъектами ввиду требований, предъявляемым к хозяйствующим субъектам.

На федеральном уровне налоговое стимулирование может выражаться в установлении перечня налогов, уплачиваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями, введением специальных налоговых режимов, дифференциацией налоговых ставок, предоставлением отсрочек по уплате налогов, совершенствованием налогового законодательства и разработкой основных целевых программ. На региональном уровне власть оказывает поддержку по основным региональным налогам, предоставляет инвестиционный налоговый кредит, налоговые каникулы[2].

Одним из аспектов налогового стимулирования является рационализация финансовых потоков. Государство вне зависимости от вида осуществления сельскохозяйственной деятельности предоставляет возможность отсрочки уплаты налогов, то есть изменение срока оплаты налога не более, чем на три года с момента, как соответствующий налог должен был быть уплачен.

Решение о предоставлении отсрочки принимается уполномоченным органом в течение 30 дней с момента получения заявления организации или индивидуального предпринимателя. В случае признания налоговым органом заявления, подлежащим удовлетворению, проценты начисляются не с момента принятия решения органом публичной власти, а со дня истечения 30 дневного срока, после получения ходатайства налоговым органом[3].

Законодатель, предоставляя возможность отсрочки уплаты налога для сезонных производителей, способствует сохранению бизнеса.  Пункт 4 статьи 64 Налогового кодекса закрепляет положение о начислении процентов, исходя из ставки равной ½ ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации могут предоставить сельскохозяйственным производителям право не уплачивать авансовые платежи в течение налогового периода по налогу на имущество организаций, в рамках земельного налога органы муниципального образования вправе принимать решение о предоставлении льготы субъектам бизнеса, осуществляющего сельскохозяйственную деятельность[4].

Одним из проявлений стимулирующей налоговой политики является введение законодателем инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль, по региональным и местным налогам. Согласно данной мере, происходит изменение срока исполнения уплаты налога, при которой уменьшается сумма налоговых платежей с последующей уплатой, как кредита, так и самих процентов по кредиту[5].

Законодатель закрепляет закрытый перечень требований к организациям, которые вправе применять инвестиционных налоговый кредит. Для достижения большего результата целесообразно предусмотреть Налоговым кодексом возможность продления срока предоставления инвестиционного налогового кредита органом федеральной или региональной власти. Продление срока должно осуществляться при предоставлении налогоплательщиками бизнес-плана или иных документов, подтверждающих возможность улучшения показателей организации.

Одной из основных целей налогового стимулирования является внедрение результатов научно-технического прогресса в деятельность организации. Предлагается также включение в перечень для внедрения результатов научно-технического прогресса организации, которые усовершенствовали применяемое оборудование, внедрили «зеленые» технологии, которые способствуют созданию экологически безвредных продуктов, а также сохранению окружающей среды, производство новых сельскохозяйственных культур, которые не освоены в данном регионе. По нашему мнению, в Налоговый кодекс необходимо внести изменения, в части освобождения начисления процентов по предоставленному кредиту в первые месяцы его применения субъектами бизнеса. Так, льготное и беспроцентное кредитование будет способствовать ускоренному погашению требованию контрагентов, налоговых и иных органов публичной власти.

Одним из направлений налогового стимулирования является способствование законодателем использование сельскохозяйственными предприятиями земель сельскохозяйственного назначения, а именно для ведения сельского хозяйства, занятий рыболовства, в научных и иных целях, связанных с сельским хозяйством[6].

В соответствии с пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса в отношении перечисленных сельскохозяйственных земель муниципальный орган муниципального образования вправе установить размер налоговой ставки в размере, не превышающей ставки 0,3 % в отношении указанных участков. За последние десятилетия произошло укрупнение городов, что повлекло за собой миграцию сельского населения, что приводит к неиспользованию организациями земель сельскохозяйственного назначения. Государство старается поддерживать лиц, живущих в сельской местности, одной из мер является введение единого сельскохозяйственного налога, а уменьшение ставки земельного налога способствует созданию рабочих мест организациями, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность.

Согласно государственному докладу о состоянии и использовании земель РФ за период с 1990-2019 годы произошло значительное сокращение площади земель, которые выделяются для ведения сельского хозяйства, на 454,2 тыс. га., а за один год с 2018                    на 22,1 тыс. га[7]. Провозглашаемая политика государства стремится вовлечь в оборот земельных участков большее количество субъектов предпринимательской деятельности, однако статистические данные свидетельствуют о слабой результативности одного из основных направлений публичной власти использования земельного фонда РФ[8].

Одной из мер стимулирующего характера является установление пониженных ставок налогообложения для лиц, которые способствуют рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения на территории РФ. Организации, применяющие пониженную ставку налогообложения, обязаны использовать данные земли по назначению в рамках обычной хозяйственной деятельности в случае, если данное условие не выполняется налогоплательщиками, в отношении субъектов применяется ставка, составляющая не более 1,5%. Налогоплательщик обязан доказать наличие оснований для использования данной льготы. В целях защиты частных интересов необходимо на законодательном уровне установить, какие доказательства свидетельствуют о начале освоении земли, что входит в понятие использования участка в соответствии с назначением. Так, право налогоплательщиков как добросовестных собственников земельных участков будет защищено. Отсутствие нормы, которая в полной мере регламентирует вопросы доказательственной базы подтверждения использования земель, приводит к отсутствию единой правоприменительной практики.

Таким образом, налоговая политика в Российской Федерации предполагает введение налоговых льгот, а именно конкретных мер для налогоплательщика, предоставляющих преимущества перед иными субъектами. На федеральном уровне законодатель закрепляет возможность установления разных налоговых ставок, продления отсрочек по основным видам налога, на уровне субъекта власть оказывает поддержку по основным региональным налогам, предоставляет инвестиционный налоговый кредит, налоговые каникулы. К основным мерам налоговой поддержки относятся специальные налоговые режимы, предоставление возможности отсрочки налогов, закрепление пониженной ставки земельного налога.

 

Список использованной литературы и источников:

  1. Запольский С.В., Васянина Е.Л. Промышленные субсидии - публично-правовой инструмент управления // Право и экономика. 2020. N 10. С. 22 - 31.
  2. Иванова Ю.Н. Перспективы Инвестиционного Налогового Кредитования Предприятий Апк,// Проблемы учета и финансов, – 2014. – С. 35-40.
  3. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"//СПС КонсультантПлюс.
  4. Ст. 382, ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.01.2020) // "Российская газета", N 148-149, 06.08.1998
  5. Козырин А.Н. Право на изменение срока исполнения налоговой обязанности // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. N 12. С. 27 - 40.
  6. Ст. 77 "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ//"Собрание законодательства РФ", 29.10.2001, N 44, ст. 4147.
  7. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2019 году. М.: ФГБНУ "Росинформагротех", 2020. С. 206.
  8. Землякова Г.Л. Исчисление земельного налога за неиспользуемый земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. N 8. С. 86 - 94.