ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НА АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

FEATURES OF STATE GOVERNANCE IN THE ARCTIC TERRITORIES OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Арктические районы РС (Я) отличаются от других районов Крайнего Севера более высокой стоимостью строительства жилых, производственных и инфраструктурных объектов, затратами на содержание техники и на обустройство одного работника промышленно-производственного персонала. Проблема развития арктических районов,
в том числе и РС (Я), состоит в сложности реализации природно-ресурсного потенциала на неосвоенных и необжитых территориях муниципальных образований Республики Саха (Якутия), входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации.

Основные ограничения и сдерживающие факторы связаны с:

- экстремальными климатическими условиями территории (самые низкие в стране среднегодовые температуры, длительный период отопительного сезона, ультрафиолетовая недостаточность), которые относятся к абсолютно и экстремально дискомфортным зонам
для проживания человека;

- существенными инфраструктурными ограничениями, в первую очередь, труднодоступностью, отсутствием круглогодичной наземной транспортной системы, связывающей арктическую зону с соседними территориями и населенные пункты внутри зоны;

- повышенной ресурсоемкостью и северным удорожанием в его экстремальной арктической форме (арктическое удорожание), обусловленными особенностями территории;

- крайне высокими издержками и низкой конкурентоспособностью отраслей местного производства;

- высокой уязвимостью природных комплексов к антропогенному воздействию и длительностью их восстановления;

- отсутствием комплексного обеспечения комфортных условий
для проживания, работы и отдыха населения, слабой доступностью
 и дефицитом качества основных социальных услуг (образования, здравоохранения, культурно-досуговых учреждений и т.д.);

- абсолютной зависимостью объектов жизнеобеспечения и условий жизнедеятельности и населения от северного завоза;

- продолжающимся миграционным оттоком населения (в основном, отток молодого, трудоспособного населения в возрасте от 16 до 35 лет), сокращением численности трудоспособного населения.

Ключевыми определяющими конкурентными преимуществами Арктической зоны Республики Саха (Якутия) являются:

- этнокультурный потенциал территории; население, обладающее уникальными арктическими компетенциями и навыками ведения традиционного хозяйствования;

- значительный природно-ресурсный потенциал территории;

- промышленные запасы полезных ископаемых;

- флора и фауна, обладающие высокой биологической активностью биологических сред, органов и тканей, являющиеся ценными охотничьими и рыболовными ресурсами, сырьем для медицинской и пищевой промышленности;

- уникальная ископаемая мамонтовая фауна;

- значительный потенциал поверхностных водных ресурсов;

- потенциал развития экологического, охотничьего, рыболовного туризма;

- наличие разведанных месторождений востребованных на мировом рынке полезных ископаемых (алмазов, золота, цветных и редкоземельных металлов), высокий потенциал по углеводородному сырью;

- наличие судоходных водных путей, протяженной трассы Северного морского пути вдоль 5 приморских районов республики с действующими портами в низовьях северных рек Анабар, Лена, Яна, Индигирка и Колыма, которые впадают в арктические морские акватории и являются артериями Северного морского пути;

- уникальный транзитный потенциал территории, обеспечивающий кратчайший путь странам Азиатско-Тихоокеанского региона к Северному морскому;

- государственная политика поддержки, сохранения и развития традиционных видов хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, северных якутов и русскоязычного старожильческого населения (оленеводство, рыболовство, охотничий промысел);

В настоящее время, дальнейшее развитие правового и стратегического регулирования Арктической зоны РС (Я) зависит реализации норм приведенных в Указе Главы РС (Я) "О Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года" от 14 августа 2020 года № 1377.

 

Литература 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ
    о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 11.06.2021).
  2. Федеральный закон "О стратегическом планировании
    в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 11.06.2021).
  3. Указ Президента РФ от 26.02.2019 № 78 «О совершенствовании государственного управления в сфере развития Арктической зоны Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 11.06.2021).
  4. Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. N 164 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период
    до 2035 года" // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 11.06.2021).
  5. Указ Президента РФ от 26.10.2020 № 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года" // // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 11.06.2021).
  6. Постановление Правительства Российской Федерации
    от 30.03.2021 № 484 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации" // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 11.06.2021).
  7. Указ Главы РС (Я) "О Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года" от 14 августа 2020 года № 1377 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 11.06.2021).
  8. Проект Федерального закона "О развитии арктической зоны Российской Федерации" (подготовлен Минэкономразвития России)
    (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 08.11.2017) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 11.06.2021).