МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАМКАХ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ

Одной из самых сложных среди экономических проблем стимулирования малого предпринимательства является проблема налогообложения. Трудность решения указанной проблемы связана с тем, что она затрагивает экономические интересы государства и всех налогоплательщиков, определяет формирование финансовых ресурсов на разных уровнях, а также характер взаимоотношений государства и субъектов малого предпринимательства. Кроме того, формирование налоговой системы в Казахстане осложняется недостаточностью опыта в использовании ее для социально-экономического развития страны и ее регионов.

Законодательство Республики Казахстан позволяет вести предпринимательскую деятельность даже при небольшом доходе, оплачивая при этом налоги по низкой ставке. Для этого разработаны специальные налоговые режимы, которые становятся все популярнее среди начинающих бизнесменов. Причиной тому служит сравнительно низкий налог и возможность сдавать отчетность только один раз в полугодие.

На протяжении десятилетий мировой опыт показал, что без государственной поддержки субъекты малого предпринимательства обречены на банкротство, т.к. в среднем из каждых 10 остаются функционировать только 2-3, поэтому малое предпринимательство относится к сфере наиболее рискованного бизнеса.

Основные тенденции и ключевые направления фундаментальных налоговых реформ в Казахстане за последние несколько лет включают в себя:

  • введение принципа добросовестности, при котором налогоплательщики позиционируются как действующие добросовестно, с переносом бремени доказывания нарушений на налоговые органы и учета всех законодательных факторов неопределенности в пользу налогоплательщиков;
  • упрощение и автоматизация процедур налогового администрирования за счет следующих ключевых элементов:
  • внедрение концепций электронного аудита (электронного аудита) и горизонтального мониторинга для минимизации необходимости прямого контакта между налоговыми органами и налогоплательщиками, а также для повышения прозрачности взаимодействия с государственными органами и снижения потенциальных налоговых рисков для налогоплательщиков;
  • введение специальных, добровольных контрольных счетов НДС для плательщиков НДС, чтобы контролировать движение платежей НДС в бюджет, поставщиков и клиентов и упростить инструмент возмещения НДС;
  • переход к электронному выставлению счетов НДС (электронное выставление счетов) и использование «виртуальных складов» для повышения прозрачности деловых операций и облегчения мониторинга движения товаров в Казахстане;
  • упрощение налоговой отчетности для сокращения трудоемкого характера налоговых процессов и упрощения всего процесса налоговой отчетности;
  • разрешение на подачу и подпись налоговой отчетности в электронном виде;
  • налоговая отчетность, представленная налогоплательщиками, ее поставщиками и подрядчиками, подвергается камеральному контролю и перекрестным проверкам со стороны налоговых органов с обязательством налогоплательщиков объяснять любые выявленные расхождения и правом подавать дополнительные налоговые декларации, если это необходимо. Это позволяет устранить выявленные нарушения без взимания административных штрафов за занижение налогов, как это может быть начислено при стандартной налоговой проверке;
  • наличие у налоговых органов системы управления рисками для оценки рисков и отнесения налогоплательщиков к категории высокого, среднего или низкого риска в отношении налоговых проверок. Ряд критериев системы управления рисками является конфиденциальным, в то время как другие предусмотрены в Налоговом кодексе;
  • уменьшение частоты налоговых споров путем реализации концепции предварительных актов налоговой проверки, изданных до принятия окончательного акта, для содействия диалогу налогоплательщиков во время налоговых проверок и разрешения спорных вопросов до выдачи окончательного акта по результатам налоговой проверки.
  • расширение системы налоговых льгот и стимулов для поддержки инвестиций в утвержденные правительством предпочтительные области экономики, для развития промышленности и технологических секторов, а также для модернизации существующих производственных мощностей, включая налоговые льготы на капитальные затраты за счет их полного вычета, при условии определенным критериям и предоставлять налоговые льготы для налогоплательщиков, работающих в:
  • квалифицированные инвестиционные проекты;
  • особые экономические зоны, из которых в настоящее время в Казахстане действуют 13 в различных приоритетных областях экономики, включая текстильное и нефтехимическое производство и создание технологий;
  • международный технопарк Astana-Hub.
  • установление налоговых преференций для участников Международного финансового центра Астаны (финтех, страхование, инвестиции, деятельность на рынке);
  • соблюдение современных тенденций рынка, связанных с развитием технологий и цифровизации, в том числе
  • внедрение правил налогообложения электронной торговли;
  • введение так называемого «налога с Google» в виде НДС на оцифрованный доход, полученный от предоставления услуг в Казахстане (это еще не было осуществлено, но в этом отношении ожидаются изменения в налоговом законодательстве Казахстана).
  • упорядочение налогов, предоставляя налогоплательщикам возможность реструктурировать свои налоговые функции в соответствии с их бизнес-потребностями и особенностями, заменяя группы налогов единой альтернативой по своему усмотрению;
  • улучшение международного налогового сотрудничества путем:
  • расширение числа стран, с которыми в Казахстане действуют соглашения об избежание двойного налогообложения (ДТП). Это число в настоящее время составляет 54, из которых 53 уже вступили в силу. DTT между Казахстаном и Кипром был подписан недавно в мае 2019 года и в настоящее время находится в процессе ратификации государственными органами Казахстана;
  • членство в Инклюзивной рамочной программе ОЭСР / G20 по эрозии и изменению прибыли (BEPS);
  • внедрение правил налогообложения контролируемых иностранных компаний (в соответствии с планом действий BEPS);
  • присоединение к Многосторонней конвенции по выполнению связанных с договором о налоге мер по предотвращению BEPS (MLI) — Казахстан подписал MLI 25 июня 2018 года, сославшись на ряд оговорок и уведомлений. Так как он все еще находится на стадии ратификации государственными органами, MLI еще не вступил в силу для Казахстана [1].

Субъекты малого предпринимательства весьма уязвимы ко всем рыночным изменениям и потрясениям, поскольку обладают гораздо меньшими возможностями и ресурсами по сравнению с субъектами среднего, а тем более крупного предпринимательства. Но именно малый бизнес выполняет стабилизирующую функцию в сфере экономики, позволяет создать и поддерживать конкурентную среду, обеспечивает равный доступ к осуществлению предпринимательской деятельности для всех ее участников.

Поэтому экономическая политика развитых государств направлена на то, чтобы компенсировать эти способности малых предприятий и помочь им действовать на рынке как полноправным субъектам конкуренции.

Согласно данным, предоставленным Международным советом по малому бизнесу (ICSB), формальные и неформальные микро-, малые и средние предприятия (ММСП) составляют более 90% всех предприятий и обеспечивают в среднем 70% общей занятости населения. На их долю приходится 50% ВВП. [2].

Развитие и поддержка предпринимательской активности, развитие конкуренции и инвестиционной привлекательности зависят от широкого набора факторов, отражающих общее состояние экономической политики государства и положение государственных институтов. Вопросы развития предпринимательского климата, повышения инвестиционной привлекательности и в целом конкурентоспособности экономики являются одними из ключевых направлений экономической политики любого государства.

За 2019 год малый и средний бизнес произвел продукции на 31,2 трлн тенге. По республике 3,4 млн человек работают в сфере малого и среднего бизнеса. Для поддержки и развития предпринимательства уже принят ряд мер по улучшению бизнес-климата. Это налоговое стимулирование, сокращение проверок и расширение кредитования.

Не менее важной, особенно с точки зрения диверсификации экономики, является политика, стимулирующая возникновение и рост малых и средних предприятий. По официальным данным, в настоящее время МСП в Казахстане создают лишь 26.8% добавленной стоимости и 31% занятости, тогда как в большинстве стран ОЭСР это 57% и 60-70% соответственно [3].

Свои коррективы внесла и внезапная пандемия на мировом уровне. Можно даже сказать, показала слабые и уязвимые области именно в части поддержки малого предпринимательства. Парализованный бизнес нуждался во вмешательстве и государственном регулировании как никогда раньше. Требовалось немедленное решение по вопросу чрезвычайного и дальнейшего развития малого предпринимательства, недопущения банкротства и гиперинфляции.

В связи с этим, Президентом Казахстана были приняты следующие меры по поддержке малого предпринимательства:

  • освободить от уплаты налогов и обязательных платежей с фонда оплаты труда МСБ на срок с 1 апреля до 1 октября т.г. по наиболее пострадавшим секторам экономики, включая торговые объекты, объекты общепита, гостиничного бизнеса, транспортных и консультационных услуг и сферу IT;
  • до 1 июня 2020 года для субъектов отсрочить уплату всех налогов и обязательных платежей бюджет и социальных взносов (ИПН, социальный налог, социальное и медицинской страхование за работника), а также работа по принудительному взысканию задолженности по налоговым, таможенным и социальным платежам.
  • приостановить принятие мер по начислению пени, приостановлению расходных операций, ограничению распоряжения имуществом и меры принудительного взыскания налоговой и таможенной задолженности, задолженности по социальным платежам (за исключением налогоплательщиков с высокой степенью риска) [4]

По поручению Президента РК Национальным Банком совместно с Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка разработана Программа льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. Для реализации данной Программы выделяется 600 млрд тенге субъектам малого, среднего предпринимательства и индивидуальным предпринимателям через размещение обусловленных вкладов в банках второго уровня. 

Механизм поддержки бизнеса реализуется путем предоставления банками второго уровня льготных кредитов на пополнение оборотного капитала субъектам малого и среднего предпринимательства, индивидуальным предпринимателям, пострадавшим в результате введения чрезвычайного положения, сроком до 12 месяцев по ставке не более 8% годовых.  Срок освоения средств банками второго уровня составляет 3 месяца. Ограничения для субъектов малого предпринимательства до 3 млрд тенге, для индивидуальных предпринимателей — до 50 млн тенге. Кроме того, на реализацию «Дорожной карты бизнеса» планируется направить дополнительно 84,5 млрд тенге. Предусмотрено усиление мер по поддержке предпринимательства через субсидирование и гарантирование по кредитам предпринимателей. Это позволит создать порядка 16 тыс. рабочих мест. В рамках уточнения предусмотрены дополнительные расходы в сумме 50 млрд тенге на реализацию программы «Еңбек». В результате, будет продолжено развитие массового предпринимательства, создание эффективной модели трудового посредничества и навыков, включая поддержку социально уязвимых групп населения.

В настоящее время Казахстан усердно работает над укреплением доверия к властям и развитием устойчивой налоговой системы, над проблемой поддержки и развития малого предпринимательства, которые создадут благоприятную деловую среду.

Налоговые органы вместе с представителями бизнеса сосредоточены на объединении усилий для создания надежной системы сотрудничества и открытого диалога по вопросам, затрагивающим как национальную экономику, так и интересы бизнес-структур.

 

Литература: 

  1. Налоговая политика Казахстана: основные направления и направления развития. https://nalogikz.kz/docs/nalogovaya-politika-kazahstana-osnov.html
  2. Поддержка малого бизнеса во время пандемии COVID-19 https://www.un.org/ru/observances/micro-small-medium-businesses-day
  3. Реформы в Казахстане Успехи, задачи и перспективы https://www.oecd.org/eurasia/countries/Eurasia-Reforming-Kazakhstan-Progress-Challenges-Opport.pdf
  4. Налоговые стимулы, ограничение проверок и льготное кредитование: какие меры принимаются в РК для поддержки бизнеса в период ЧП. https://primeminister.kz/ru/news/reviews/nalogovye-stimuly-ogranichenie-proverok-i-lgotnoe-kreditovanie-kakie-mery-prinimayutsya-v-rk-dlya-podderzhki-biznesa-v-period-chp-1134527
  5. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) от 25 декабря 2017 года № 120-VI(с изменениями и дополнениями на 01.01.2020г.)