ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 

Одной из важнейших задач в современной педагогической практике Лаврентьева А.А., Хисматулина Н.В. и Пугачева С.А. в своей статье называют задачу формирования толерантного сознания у обучающихся [2]. Гарипова З.Р. и Низаметдинова С.И. считают, что толерантность – это важный компонент жизненной позиции зрелой личности, которая терпимо и с уважением относится к представителям другой культуры или религии и признает многообразие человеческой культуры [1]. На сегодняшний день в образовательном учреждении существует множество возможностей и условий для формирования толерантной личности, и в качестве одного из способов воспитания толерантности могут выступать уроки английского языка [2]. 

Обучение английскому языку – это межкультурное взаимодействие. Перед учителями английского языка стоит непростая задача - не только познакомить учащихся с культурами разных стран, но и воспитать толерантное отношение к ним [4]. Поэтому на начальном этапе важно объяснить ученику, что в мире существует множество культур и нет той, которая считается лучшей или худшей, просто они разные [3].  

В курсе изучения английского языка есть ряд тем, при изучении которых можно акцентировать внимание на проблеме толерантности. Например, целью страноведения является воспитание толерантности, терпимости к мировым культурам, религиям, обычаям, традициям. В рамках этого предмета изучается тема праздников и традиций в Великобритании и США, затрагиваются важные исторические моменты, повлиявшие на страну, происходит знакомство с повседневной жизнью людей, с выдающимися личностями, которые внесли свой вклад в развитие страны [3]. На страноведческих уроках возможно проведение лингвистических диктантов и викторин, кроссвордов. Так происходит выработка терпимости к различиям, дети начинают видеть их, проявлять интерес к изучению иностранного языка и у них не возникает отрицательных предубеждений, что «чужое» значит «плохое» [1]. 

Воспитание толерантности начинается уже на начальном этапе обучения иностранному языку. Например, при введении лексики «Описание внешности», рекомендуется использовать картинки, на которых изображены люди с разным цветом кожи, улыбающиеся и одетые в национальную одежду. На таких занятиях обучающиеся описывают внешность людей, цвет глаз, волос и т.д. и по ходу отвечают на вопрос «Do you like these people? Why?» [1].  Важно учить детей вежливости по отношению к другим людям и всему, что их окружает. Если учащиеся будут образованы в этом направлении, будут знать о различиях, то у них не возникнет никаких негативных установок в отношении представителей других культур [3].

Кроме того, Лаврентьева А.А., Хисматулина Н.В. и Пугачева С.А. предлагают ряд мероприятий, которые помогут погрузить учащихся в иноязычную культуру. Спектр данных мероприятий очень широк. Наиболее распространенными и традиционными среди них считаются литературные вечера, где участники декламируют художественные произведения знаменитых английских поэтов или разыгрывают сценки из знаменитых пьес [2]. 

В свою очередь, Гарипова З.Р. и Низаметдинова С.И. отмечают, что работа с текстами, их анализ и перевод, создание сравнительных таблиц (особенности иноязычной культуры и культурой родной страны) эффективна в воспитании толерантности. Она позволяет провести межкультурные параллели и осуществить эффективный диалог национальной и иноязычной культур [1]. 

Также каждый год ученикам предоставляется возможность поучаствовать в конкурсах, проектах и программах районного, городского или международного уровня, посвященных английскому языку, как единице культуры.  Организаторы некоторых международных проектов и конкурсов мотивируют участников поездкой в англоговорящие страны. Участие в подобных конкурсах развивает кругозор, пробуждает интерес к культуре другой страны и способствует формированию толерантной личности. 

Таким образом, перечисленные выше способы приобщают учащихся к традициям, ценностям и языку и прививают им чувство ответственности и толерантности в отношении не только своего постоянного окружения, но и к людям иного воспитания, иных ценностей, иной религии и иного образа жизни [2]. 

В заключение хотелось бы отметить, что педагоги, взявшие на себя задачу воспитания в духе толерантности, неизбежно столкнутся со множеством проблем, так как поиск условий, средств, форм воспитания толерантного сознания безграничен [3]. 

Таким образом, задача воспитания толерантного отношения должна быть внедрена в программу обучения английского языка. Толерантность необходимо воспитывать сознательно, ведь это важная составляющая человеческих взаимоотношений [4]. 

Список литературы:

  1. Гарипова З.Р. Формирование толерантности на уроках английского языка / З.Р. Гарипова, С.И. Низаметдинова // Minbar. Islamic Studies. – 2014. - № 7 (1). – С. 190-194. 
  2. Лаврентьева А.А. Воспитание толерантности на уроках английского языка (на примере общеобразовательного учреждения) / А.А. Лаврентьева, Н.В. Хисматулина, С.А. Пугачева // Вопросы педагогики. – 2020. -  № 12 (1). – С. 157-160.  
  3. Чермянина У.А. Формирование толерантности на уроках английского языка / У.А. Чермянина // Наука и инновации в современных условиях: сборник статей Международ. науч.-практ. конф. / под общ. ред.  А.А. Сукиасяна. - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. - С. 165-166.  
  4. Шеранова Н.Н. Влияние и значимость урока английского языка в формировании толерантности у подростков / Н.Н. Шеранова // Инновационное развитие науки и образования: сборник статей VIII Международ. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. – Пенза: Наука и Просвещение, 2019. – С.  230-232.
  1. Garipova Z.R. Formirovanie tolerantnosti na urokah anglijskogo jazyka / Z.R. Garipova, S.I. Nizametdinova // Minbar. Islamic Studies. – 2014. - № 7 (1). – S. 190-194. 
  2. Lavrent'eva A.A. Vospitanie tolerantnosti na urokah anglijskogo jazyka (na primere obshheobrazovatel'nogo uchrezhdenija) / A.A. Lavrent'eva, N.V. Hismatulina, S.A. Pugacheva // Voprosy pedagogiki. – 2020. -  № 12 (1). – S. 157-160.  
  3. Chermjanina U.A. Formirovanie tolerantnosti na urokah anglijskogo jazyka / U.A. Chermjanina // Nauka i innovacii v sovremennyh uslovijah: sbornik statej Mezhdunarod. nauch.-prakt. konf. / pod obshh. red.  A.A. Sukiasjana. - Ufa: MCII OMEGA SAJNS, 2016. - S. 165-166.  
  4. Sheranova N.N. Vlijanie i znachimost' uroka anglijskogo jazyka v formirovanii tolerantnosti u podrostkov / N.N. Sheranova // Innovacionnoe razvitie nauki i obrazovanija: sbornik statej VIII Mezhdunarod. nauch.-prakt. konf. / pod obshh. red. G.Ju. Guljaeva. – Penza: Nauka i Prosveshhenie, 2019. – S.  230-232.