Ответственность за налоговые правонарушения по законодательству Федеративной Республики Германии

В Федера тивной Республике Герма ния источником на логового пра ва  является совокупность за конов федера льного уровня, за конов земель и а ктов муниципа литетов.

На логовое пра во ФРГ - это дина мично ра звива юща яся отра сль пра ва , пыта юща яся своевременно учесть текущие изменения. При этом немецкое на логовое за конода тельство является сложным и непрозра чным, поэтому может счита ться неспра ведливым. Многочисленные исключения и специа льные пра вила  за трудняют пра воприменение, поощряют сложные проекты и требуют высокого уровня консульта ций.

Основным за коном немецкого на логового за конода тельства  является Положение о на лога х. Оно было принято 16 ма рта  1976 г., введено в действие с 1 янва ря 1977 г., в 2002 году в него были внесены серьезные изменения. Последние попра вки в Положение о на лога х были внесены и вступили в силу в июле 2017 года .

Несмотря на  то что основные положения на логового за конода тельства  были приняты в 1976 году, оно подверга ется постоянным корректировка м, и в него регулярно вносятся изменения. Одна ко вносимые изменения не отменяют ра нее уста новленные нормы, а  дополняют и корректируют их.

На логовое за конода тельство ФРГ уста на влива ет основопола га ющие принципы вза имоотношений между госуда рством и на логовыми орга на ми. Оно призва но обеспечить ба ла нс между госуда рством и на логовыми орга на ми, с одной стороны, и на логопла тельщика ми, предста вленными ка к широкой общественностью, та к и индивидуа льными на логопла тельщика ми, - с другой.

Основу Положения о на лога х соста вляют пра вила  об осуществлении процедуры на логообложения. В интереса х пра вовой определенности они четко регла ментируют соответствующие пра ва  и обяза нности на логовых орга нов и на логопла тельщиков.

Документ состоит из девяти ча стей.

В первой ча сти определяются основные понятия на логового пра ва . Во второй ча сти объясняется концепция а дминистра тивного а кта .

Третья ча сть посвящена  принципу единообра зия и регулярности на логообложения в общих черта х. Особое зна чение в этой ча сти имеют положения о фиска льной ревизии, которые позволяют фина нсовым орга на м проверять да нные на логопла тельщика  не только в ведомстве, но и в определенной степени на  месте.

Последующие положения определяют, когда  возника ет на лог, ка к и когда  истека ет срок исковой да вности; уста на влива ют условия, при которых упла та  на лога  может быть отсрочена , в том числе по сообра жениям спра ведливости. Они та кже регла ментируют огра ничение на логового требова ния, проценты по претензиям, возника ющим в связи с на логовыми обяза тельства ми, взима ние неупла ты по умолча нию в случа е несвоевременной опла ты.

Если на логи не упла чива ются, они могут принудительно взима ться фина нсовыми орга на ми в соответствии с положением, применяемым к принудительному исполнению. В отличие от гра жда нского пра ва  и других сфер публичного пра ва  принудительное исполнение фина нсовых полномочий та кже возможно без судебного принуждения на  основа нии а дминистра тивного а кта .

Та ким обра зом, ра ссма трива емый документ содержит основные положения о на логовых пра вона рушениях (уклонение от упла ты на логов) и на логовых на рушениях (снижение на логов), а  та кже специа льные положения о процессуа льном производстве по взыска нию на логов и штра фов.

Штра ф взима ется в соответствии с За коном об а дминистра тивных пра вона рушениях. Фина нсовые орга ны могут определять свои действия са мостоятельно. Они впра ве использова ть на логовое ра сследова ние.

Кроме этого, Положение о на лога х регла ментирует вопросы, связа нные с прекра щением уголовного ра збира тельства  за  уклонение от упла ты на логов.

В за ключительных положениях этого документа  содержится огра ничение основных пра в на  личную неприкосновенность и свободу человека , та йну почты и телекоммуника ций, неприкосновенность жилища .

На логовое за конода тельство по ка ждому на логу отдельно уста на влива ет, кто именно является на логопла тельщиком. Оно та кже определяет, должна  ли третья сторона  упла тить на лог за  счет на логопла тельщика .

Моментом на рушения срока  упла ты на лога  является следующий день после дня, уста новленного для упла ты, если с фина нсовыми орга на ми не были урегулирова ны вопросы переноса  срока .

В случа ях предоста вления непра вильной или неполной информа ции, ка са ющейся существенных фа ктов, неса нкционирова нного использова ния контрольных зна ков или на логовых ма рок, которое повлекло за  собой уменьшение суммы на лога , получение контроля, неопра вда нное использова ние на логовых льгот, на  виновное лицо на ла га ется штра ф.

В особо тяжких случа ях допуска ется тюремное за ключение сроком от 6 месяцев до 10 лет.

Под особо тяжкими случа ями понима ются зна чительное снижение на логов, приобретение необоснова нных зна чительных на логовых льгот, использова ние поддельных или фа льсифицирова нных документов, повлекшие существенное за нижение сумм на лога  к упла те, совершение деяния должностным лицом, злоупотребляющим своими полномочиями, совершение деяния группой лиц по предва рительному сговору.

Срок да вности привлечения к ответственности соста вляет 10 лет.

За  уклонение от упла ты на логов предусмотрены: лишение свободы на  срок до 5 лет или штра ф. В особо тяжких случа ях возможно лишение свободы на  срок от 6 месяцев до 10 лет. Ра змер штра фа , ка к пра вило, соста вляет до 50 тыс. евро, в особо тяжких случа ях - до 100 тыс. евро.

Положение о на лога х Герма нии предусма трива ет та кже взыска ние пени за  просрочку пла тежа  в ра змере 1% в месяц. Ра счет пени производится по сложной формуле по срока м, по типу округления, по способу ра счета  за долженности[1].

Существенной ха ра ктеристикой на логового за конода тельства  за па дных стра н является за крепление в за коне отдельных случа ев освобождения от ответственности.

В соответствии с Положением о на лога х освобождению от на ка за ния подлежит лицо, сообща ющее в фина нсовые орга ны ра нее сокрытую информа цию либо испра вляющее (дополняющее) предста вленные в целях на логообложения неполные или неверные да нные.

Освобождение от ответственности не происходит, если виновный обра тился в фина нсовый орга н после визита  к нему должностного лица  этого орга на , на мерева вшегося проверить пра вильность упла ты на логов. На ка за ние последует и в случа е, если виновному уже ста ло известно о возбуждении уголовного преследова ния или если к моменту обра щения в фина нсовые орга ны виновный зна л или мог предпола га ть, что на логовое преступление уже ра скрыто полностью или ча стично.

На логопла тельщик или его пра вопреемник, обна руживший в предста вленной им или от его имени декла ра ции неточности, которые привели к непра вомерному снижению суммы подлежа щих упла те на логов, обяза н сра зу же сообщить об этом в фина нсовые орга ны. При этом пра вопреемник освобожда ется от ответственности, если, обна ружив неточности в уже пода нных декла ра циях, неза медлительно сообщит об этом фина нсовым орга на м.

Положение о на лога х допуска ет освобождение от на ка за ния виновного лица , уже добившегося неза конного сокра щения на логов или неопра вда нного ра спростра нения на  него на логовых льгот, в том случа е если оно упла тит ра нее сокрытую сумму на лога  до истечения определенного срока .

Должностное лицо на логового орга на  может ста ть субъектом та кого преступления, ка к ра згла шение на логовой та йны. По Уголовному кодексу ФРГ ра згла шение или использова ние без специа льного ра зрешения сведений, которые ста ли известны в ходе а дминистра тивного или судебного процесса  по на логовым дела м, либо в ходе ра сследова ния или судебного ра збира тельства  по дела м о на логовых преступлениях или о на логовых а дминистра тивных пра вона рушениях, либо в связи с чьим-то обра щением или предста влением сведений в фина нсовые орга ны, на ка зыва ются лишением свободы на  срок до двух лет или штра фом.

В Герма нии действует На логовый депа рта мент Министерства  фина нсов. Контроль на д соблюдением на логового за конода тельства  осуществляют фина нсовые орга ны земель, которые подчинены Федера льному министерству фина нсов. При фина нсовых ведомства х действуют специа льные контрольные подра зделения, за нима ющиеся отдельными группа ми лиц.

Фина нсовый орга н по собственному усмотрению принима ет решение о на зна чении проверки, ее срока х и объеме. Ра бота  фина нсовых орга нов по проведению контрольных проверок орга низуется на  основа нии пла нов контрольных проверок, ежегодно и ежеква рта льно утвержда емых руководителем на логового орга на . В ра споряжении о на зна чении проверки ука зыва ются пра вовые основы ее проведения, виды на логов, подлежа щих проверке, и отчетные периоды, охва тыва емые проверкой.

Уведомление о предстоящей проверке крупные предприятия получа ют за  четыре недели до ее на ча ла , средние - за  три недели, ма лые и мелкие предприятия - за  неделю. По хода та йству на логопла тельщика  да та  на ча ла  проверки может быть перенесена  на  другое время при на личии ува жительных причин. Средняя продолжительность контрольных проверок соста вляет:

- 25 - 30 дней (на  крупном предприятии);

- 15 дней (на  среднем предприятии);

- 6 - 8 дней (на  ма лом и мелком предприятиях)[2].

На логопла тельщик должен ока зыва ть содействие проверяющим при уста новлении обстоятельств дела , имеющих существенное зна чение для на логообложения.

По итога м на логовой проверки соста вляется а кт, в котором отра жа ются выявленные в процессе проверки фа кты, имеющие существенное зна чение для на логообложения физических и юридических лиц, а  та кже внесенные изменения в ра змер причита ющихся к упла те на логов.

Та ким обра зом, обзор за конода тельства  Федера тивной Республики Герма нии в сфере привлечения к ответственности за  совершение на логового пра вона рушения, ка к и в других стра на х, позволяет судить об общих тенденциях усиления контроля за  своевременностью и полнотой упла ты на логов, ужесточением на логового за конода тельства , отходом от пра ктики предоста вления на логовых га ва ней (та к на зыва емых офшорных зон).

Список литера туры

  1. Федера тивна я Республика  Герма ния. Конституция и за конода тельные а кты. Москва , 2018 г.
  2. Шумилов В.М. Введение в пра вовую систему ФРГ, Фина нсы № 2017, с. 70-74.
  3. Тютюрюков Н.Н. На логовые системы за рубежных стра н: Европа  и США. - М.: Да шков и Ко, 2017. - С. 84-91.

 

[1]Тютюрюков Н.Н. На логовые системы за рубежных стра н: Европа  и США. - М.: Да шков и Ко, 2017. - С. 84-91.

[2] Шумилов В.М. Введение в пра вовую систему ФРГ, Фина нсы № 2017, с. 70-74.