СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА

«Мир входит в сознание человека лишь

через дверь органов внешних чувств.

Если она закрыта, то он не может ­войти

в него, не может вступить с ним в связь.

Мир тогда не существует для сознания».

Б. Прейер.

 

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого закладывается фундамент умственного развития, от которого будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.

Сенсорное развитие в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст представляется самым благоприятным для дальнейшего развития органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

          Отдельным разделом в образовательной деятельности «Познавательное развитие» представлено «Сенсорное развитие». Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) [8; 17].

Сенсорное воспитание (от лат. Senssus – чувство) – является целенаправленным развитием и совершенствованием сенсорых процессов (ощущение, восприятие, представление) [14, С.1263]. Сенсорный процесс – это первая ступень познания, которая образует область чувственного познания, именно поэтому сенсорное воспитание обычно становится исходным звеном умственного воспитания. Сенсорное воспитание помогает создавать основу умственного развития, эстетическое воспитание. В ходе сенсорного воспитания готовятся переходы от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению, создается база дальнейшей интеллектуальной деятельности. Развитию сенсорных процессов принадлежит существенная роль в совершенствовании практической деятельности детей.

В сенсорное воспитание входит восприятие формы, величины, пространственные отношения между предметами, цвет, а также музыкальный слух, звуковой анализ речи и прочее. Важное значение это приобретает в дошкольном возрасте, т.к. именно в это время происходит интенсивное развитие сенсорных процессов. Причем главное внимание уделяют не изолированному упражнению органов чувств, а созданию различных сенсорных способностей в ходе разных видов осмысленной деятельности [2, С.25].

Проблема сенсорного воспитания возникла еще в 17 веке. Тогда этой проблемой занимался Ян Амос Каменский. Он написал книгу «Великая дидактика», в которой впервые сформулировал дидактические принципы, которые не утратили своего значения до настоящего времени:

- наглядность в обучении;

- постепенность и последовательность обучения;

- принцип подражания и принцип упражнений.

В 19 веке проблемой сенсорного воспитания занимался Фридрих Фребель – создатель первых детских садов. Ф.Фребель создал знаменитые «дары» - пособие для развития строительных навыков в единстве пространственных отношений, тесно связал развитие ребенка с многообразными видами деятельности [18].

Огромный вклад в теорию сенсорного воспитания детей внесла Мария Монтессори (1870-1952). Она разработала ряд упражнений, способствующих развитию тактильного и термического чувства [9].

Она считала, что сенсорное развитие тесно связано с эстетическим. Чем более человек способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов, изысканных ароматов и вкусов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развито его эстетическое чувство. Наоборот, если сенсорный опыт невелик, ощущения не утончены, необходимы грубые и сильные раздражители, которые позволят получать удовлетворение от восприятия – вспомните яркие, вульгарные, кричащие цвета рекламных щитов, зашкаливающие децибелы на концертах или в кино.

Мария Монтессори также отмечала связь сенсорного развития с развитием воображения. Ведь утонченные органы чувств могут выделять малозаметные свойства, детали объектов внешнего мира, которые послужат прекрасной основой для создания необычного образа [9].

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Ведущую роль сенсомоторики при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец и др. Сочетание работы кожно-механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов. Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов [8].

Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. Ранний этап развития ребенка предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении. То есть не только традиционное ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и др. с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций (А. В. Запорожец, А. П. Усова) [16]. Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат. Познание свойств и качеств  предметов, явлений, овладение обобщёнными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, происходят в процессе различных видов содержательной деятельности (изначально — в процессе предметной деятельности). На этой позиции базируется современная система сенсорного развития детей в отечественной науке (В. Н. Аванесова, Л. А. Венгер, А. Н. Лебедева, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Сакулина и др.). В своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики  Я.А.Коменский, Е.Тихеева. М.Монтессори. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры  и упражнения по ознакомлению воспитанников со свойствами и признаками предметов [3; 4; 5].                                                                                                                  

Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности [13].

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
             Непосредственное, чувственное познание действительности является первой ступенью познания. В дошкольном возрасте (и далее) происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного. Восприятие формируется на основе ощущений разной модальности [7]. Ученые (С. М. Вайнерман, Л. В. Филиппова и др.) констатируют, что в детском возрасте не обнаружено оптимумов развития даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным реакциям, что свидетельствует о незавершенности в этой возрастной фазе процессов и сенсорного, и сенсомоторного развития.

Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Это необходимый этап познания, который связан с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.
Психологическая наука и практика (В. Н. Аванесова, Э. Г. Пилюгина, Н. Н. Поддьяков и др.) убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие[10].
               Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений. Источником расширения сенсорного опыта является окружающая детей природа, бытовой труд, строительство, техника и др.
             Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических, кинетических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательско-исследовательской) деятельности.
Создание целостного образа, учитывающего все свойства предмета, возможно лишь в том случае, если ребенок овладел поисковыми способами ориентирования при выполнении задания. С этой целью следует научить его планомерному наблюдению за объектом, рассматриванию, ощупыванию и обследованию [16].

В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, - сенсорными эталонами - для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.
             Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др. - сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон - значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях [1].

Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестетическое (двигательное) восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о форме предмета и его конфигурации, качестве поверхности. Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз.
             Ведущую роль сенсомоторики при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец и др. Сочетание работы кожно-механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов.
           Таким образом, развитие восприятия сенсорных эталонов включает в себя два основных компонента:
1) Формирование и совершенствование представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов;
2) Формирование и совершенствование самих перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов.
              К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики [11].
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является для ребенка основой его интеллектуального развития;

- является основой для развития воображения;

- упорядочивает хаотичные представления малыша, которые он получает при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит ребенка к реальной жизни;

- позитивно влияет на развитие эстетических чувств;

- развивает детское внимание;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- даёт детям возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.

Значение сенсорного воспитания          нашло        признание видных отечественных педагогов – Н.П. Сакулиной, Е.И Тихеевой, Э.Г. Пилюгиной. Главным значением сенсорного воспитания является создание основы для развития мышления путем расширения поля восприятия [15, С.90-93].

Развитие сенсорных способностей ребенка можно определить по следующим этапам:

- зрительные восприятия становятся ведущими при знакомстве с окружающим миром;

- осваивается сенсорный эталон;

- растет  целенаправленность,  планомерность,  управляемость, осознание восприятия;

-    установление          взаимосвязи     с      речью     и     мышлением, интеллектуализируют восприятие.

Ребенок находится в окружении природы со всеми ее сенсорными признаками – многоцветие, запахи, шумы. Все дети, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, это понимают. Но если усвоение пройдет стихийно, без педагогического влияния со стороны взрослого, оно часто поверхностное, неполноценное. Полноценность сенсорного развития производится только в ходе воспитания.

Ряд выдающихся зарубежных ученых в дошкольной педагогике (отметим Ф. Фребеля, М. Монтессори, О. Декорли), а также известных представителей российской дошкольной психологии и педагогики (отметим Е.И. Тихееву, А.В. Запорожец, А.П. Усову, Н.П. Сакулину и пр.) справедливо считает, что сенсорное воспитание, которое обеспечивает полноценное сенсорное развитие, это одна из главных сторон дошкольного воспитания.

В результате можно сказать, что готовность детей к школьному обучению значительно зависит от их сенсорного развития. Исследования, которые провели отечественные психологи, показывают, что существенная часть трудностей, которые возникают перед ребенком в начальном обучении, связана с недостающей точностью и гибкостью восприятия. Но дело заключается не только в низком уровне сенсорного развития, что сильно понижает возможность успешного обучения детей. Очень важен высокий уровень такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшим местом в ряду способностей, которые обеспечивают успех музыканту, художнику, архитектору, писателю, конструктору, занимаются сенсорными способностями, позволяющий с особой глубиной, ясностью и точностью отлавливать и передавать тонкие нюансы формы, цвета, звука, и иные внешние свойства предметов и явлений. А исток сенсорных способностей находится в общем уровне сенсорного развития, который достигается в ранний период детства [12].

На всех возрастных этапах дети оказываются наиболее чувствительными к различным воздействиям. Поэтому каждая возрастная ступень благоприятна для последующего нервно-психического развития и всестороннего воспитания ребенка. Чем меньше дети, тем большим значением в их жизни становится чувственный опыт.

Большинство ученых считает, что именно ранний и дошкольный возраст является наиболее благоприятным для усовершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. По этому, сенсорное воспитание считается одной из основных сторон дошкольного воспитания.

 

Литература 

  1. Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2005.
  2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002.
  3. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. - М.: Просвещение, 1998.
  4. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.— М.: Просвещение, 2008.
  5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, 2004. - № 13. - с. 14.
  6. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  7. Выготский Л.С. Психология. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
  8. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / Запорожец А.В., Усова А.П. -М.: Академия педагогических наук, 2003.
  9. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому /М. Монтессори – М.: Карапуз, 2000. – 272 с.
  10. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности  малыша.  Игры  на воспитание  цвета,  формы,   величины  у  младших   дошкольников.  -   М.: Просвещение, 1996.
  1. Поддъяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду// Пособие для воспитателей - 2-е изд./ Поддъяков Н.Н., Аванесова В.Н. - М.: Просвещение, 2001.
  2. Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 2001.
  3. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей. - М.: Просвещение: АО «Учеб, лит.», 2006.
  4. Советский энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. 4-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – С. 1263
  5. Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но знать их возрастные особенности// Дошкольное воспитание, -2002.-№10.- С.90- 93.
  1. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника/ЛГеория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М., Просвещение, 2005.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)
  3. Фридрих Фребель Будем жить ради своих детей / Сост. А.М. Волумбаева . - М: Карапуз, - 2010. - 249 с.
  4. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста - М.; Мозаика-Синтез, 2009
п