МОДЕЛИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

MODELS OF LEGAL REGULATION OF ANTI-CORRUPTION IN THE JUDICIARY

Имплементация международных антикоррпуционных стандартов осуществляется различными способами в законодательсво государств, однако выделяют модели имплементации международно-правовых норм антикоррупционной направленности, которые являются особыми теоретическими конструкциями, опирающимися на определенные типичные признаки и особенности правового регулирования противодействия коррупции в каждом конкретном государстве.

Это позволяет выстроить теоретические модели нормативного регулирования противодействия коррупции, а также управления конфликтом интересов, руководствуясь особенностями законодательной техники изложения содержания рассматриваемой категории. Выделяют следующие теоретические модели:

  1. Модель базового правового регулирования, не предполагающая создания антикоррупционного законодательства. В связи с чем, способы противодействия, вопросы управления конфликтом интересов, а также содержание отдельных вопросов, напрямую связанных с коррупционными проявлениями, находят свое закрепление в законных или подзаконных нормативных правовых актах, которые регламентируют определенные области общественных отношений.

В качестве примера можно привести правовое пространство США, где не имеется отдельного антикоррупционного закона или закона о выявлении и разрешении конфликта интересов, однако следует отметить, что данные вопросы достаточно детально регламентированы. Во-первых, это связывают с тем, что в первую очередь, законные и подзаконные акты сфокусированы на создание механизма превенции конфликта интересов, штрафных санкций за его возникновение. Указанный механизм состоит из следующих элементов:

  1. открытое и закрытое декларирование имущества (президент, вице-президент, высокопоставленные государственные чиновники, а также другие лица декларируют свое имущество в открытом порядке, остальные – в закрытом порядке. На сегодняшний день более 25 тыс. чиновников обязаны открыто декларировать свое имущество);
  2. компетентные органы после проверки деклараций чиновников, принимают меры в отношении имущества, которое имеет потенциал для возникновения конфликта интересов, продавая или передавая в трастовое управление (бывший гос. секретарь США Джеймс Бейкер продал все принадлежащие ему акции коммерческих компаний после назначения его на должность);
  3. запрет на осуществление коммерческой деятельности как лично, так и через третьих лиц;
  4. запрет на занятие определенной деятельностью и определенных должностей после увольнения со службы или ухода на пенсию [11].

В Северной Ирландии и Великобритании также не существует специального антикоррупционного законодательства, а отдельные его элементы, как и вопросы об урегулировании конфликта интересов закреплены Законе о референдуме Палаты лордов 2014 г., Законе о Палате лордов от 3 марта 2015 г., а также Шотландском законодательстве о финансовых интересах членов Шотландского парламента и т.д [12].

  1. Модель ведомственного правового регулирования, выражающаяся в правовом закреплении в специальных законодательных актах, вопросов коррупции и конфликту интересов. Указанное специальное правовое регулирование предполагает учет специфики коррупционными проявлениями и управлении конфликтом интересов как в частной, так и публичной сферах. Данная модель реализуется по следующим направлениям:
  2. наличие отдельного антикоррупционного закона и/или закона о выявлении и разрешении конфликта интересов;
  3. включение в антикоррупционное законодательство вопросов управления конфликтом интересов;
  4. включение в законодательство о государственной службе вопросов управления конфликтом интересов.

Первое направление проявляется в Канаде, где был принят Закон о

конфликте интересов 2006 г., а также введена должность Комиссара по конфликту интересов и этике, что позволило минимизировать случаи возникновения конфликта интересов.

                В Бразилии имеется Закон № 12.813 от 2013 г., который посвящен предотвращению конфликта интересов, замещающих должности в органах исполнительной власти.

                Следует отметить, что законодательство многих государств пошло по пути регламентации вопросов управления конфликтами интересов в антикоррупционном законодательстве или законодательстве о государственной службе.

                Например, в Республике Беларусь имеется Закон от 15 июля 2015 г. № 305-З «О борьбе с коррупцией», в Испании Закон о прозрачности,  доступе к публичной информации и надлежащем управлении 2013 г. Вопросы управления конфликтом интересов в Австралии содержатся в специальном законе о государственной службе 2008 г. В Словении с 2010 г. действует Закон о целостности и противодействии коррупции [12].

                Наше государство пошло по пути реализации ведомественного правового регулирования противодействия коррупции и урегулирования конфликта интересов, закрепив содержание понятий  «коррупция» и «конфликт интересов» в нескольких специализированных законах. Так, Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в ст. 10 содержит легальное определение понятий «коррупция» и «конфликт интересов» [1].

При определении антикоррупционных проявлений и критериев возникновения конфликта интересов, а также вопросов связанных с его урегулированием, большое значение имеют ведомственные документы. Так, в судебной системе выделяют три группы антикоррупционных актов:

  1. Антикоррупционные акты Верховного Суда РФ, среди которых можно выделить Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Верховного Суда Российской Федерации, утвержденный приказом Председателя Верховного Суда Российской Федерации № 192/кд от 24 марта 2011 г. [3], представляющий собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться государственным гражданским служащим аппарата Верховного Суда Российской Федерации, независимо от замещаемой должности. Данный акт также регламентирует отдельные вопросы, которые направлены на определение порядка поведения служащих в случае возникновения коррупционных рисков, в том числе при канфликте интересов.

Порядок уведомления федеральными государственными гражданскими служащими о фактах обращения в целях их склонения к нарушению антикоррупционного законодательства, регистрации данных уведомлений и организации проверки сведений, содержащихся в них, регламентирует Приказ Председателя Верховного Суда РФ от 12 марта 2010 г. № 138/кд [2].

Приказом Председателя Верховного Суда РФ от 7 декабря 2015 г. № 1043/кд утверждено Положение о порядке сообщения судьями и федеральными государственными гражданскими служащими аппарата Верховного Суда РФ о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, его реализации (выкупа) [5].

Приказом Председателя Верховного Суда РФ от 22 июля 2015 г. № 614/кд утверждено Положение о порядке осуществления контроля соответствия расходов федеральных государственных гражданских служащих аппарата Верховного Суда Российской Федерации их доходам. Данным актом определен порядок осуществления контроля за соответствием расходов государственного гражданского служащего аппарата Верховного Суда РФ, расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей доходу данного государственного служащего и его супруги (супруга) [4].

Ежегодно Верховным Судом РФ составляется План по противодействию коррупции, содержание которого составляют мероприятия общего характера, мероприятия по организационному совершенствованию противодействия коррупции, мероприятия по формированию отрицательного отношения к коррупции, мероприятия по обеспечению доступности к информации о деятельности Верховного Суда по противодействию коррупции, мероприятия по обеспечению единообразного применения судами Российской Федерации законодательства о противодействии коррупции, совершенствованию законодательства в этой сфере.

  1. Антикоррупционные акты Совета судей РФ, которые непосредственно или опосредованно регламентируют отдельные вопросы противодействия коррупции и урегулированию конфликта интересов.

Однако следует отметить, что специальным документом является только утвержденное Постановлением Совета судей РФ от 22 мая 2014 г. №324 Положение о комиссии Совета судей Российской Федерации по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий [7]. Данное Положение определяет задачи, порядок формирования и деятельности комиссии по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий.

Некоторые процессуальные документы лишь в части затрагивают вопросы противодействия коррупции, например, Порядок размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о внепроцессуальных обращениях. Указанный акт, утвержденный Приказом Председателя Верховного Суда РФ от 13 марта 2017 г. №149/кд [6] регулирует вопросы создания, подготовки и размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о внепроцессуальных обращениях, обеспечения доступа к этой информации в сети Интернет на официальных сайтах судов, а также действия работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, уполномоченных осуществлять размещение такой информации на официальных сайтах федеральных судов общей юрисдикции.

Утвержденное постановлением Президиума Совета судей РФ от 30 июля 2013 г. №354 Положение о порядке рассмотрения жалоб и сообщений о совершении судьей дисциплинарного проступка и обращения в Высшую квалификационную коллегию судей РФ о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности в связи с совершением им дисциплинарного проступка [8], определяет порядок регистрации, рассмотрения жалоб и сообщений, содержащих сведения о совершении дисциплинарного проступка судьями, на которых налагаются дисциплинарные взыскания Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.

  1. Антикоррупционные акты Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Более 30 приказов по вопросам противодействия коррупции и урегулированию конфликта интересов применительно к деятельности государственных гражданских служащих аппарата Судебного департамента при Верховном Суде РФ принято Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. Например, Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, утвержденный приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 16 марта 2011 г. №49 [9], который представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться федеральные государственные гражданские служащие Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации независимо от замещаемой ими должности.

На уровне субъектов РФ в судах также разрабатывают правовые акты по противодействию коррупции и урегулированию конфликта интересов. Однако представляется нецелесообразным выделение в качестве отдельной группы антикоррупционного законодательства актов судов субъектов РФ, поскольку они дублируют акты федерального уровня, так как принимаются на их основе, например, Порядок уведомления федеральными государственными гражданскими служащими межрайонных, районных, городских судов Республики Башкортостан Уфимского гарнизонного военного суда, Управления Судебного департамента в Республике Башкортостан о фактах обращения к нему в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, утвержденный приказом начальника Управления Судебного департамента

в Республике Башкортостан от 13 мая 2016 № 259 [10].

                Таким образом, рассмотрев модели правового регулирования противодействия коррупции в судебной власти, мы можем сделать вывод о том, что Российская Федерация пошла по пути реализации ведомственного правового регулирования противодействия коррупции и урегулирования конфликта интересов. В настоящее время имеется достаточно большое количество ведомственных актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции, а также управления конфликтом интересов, которые детально рассматривают указанные вопросы.

 

Литература 

  1. Федеральный закон «О противодействии коррупции»
    от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 06.02.2019 г. № 5-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.04.2020).
  2. Приказ Председателя Верховного Суда РФ от 12 марта 2010 г. № 138/кд. О порядке уведомления федеральными государственными гражданскими служащими о фактах обращения в целях их склонения к нарушению антикоррупционного законодательства, регистрации данных уведомлений и организации проверки сведений, содержащихся в них // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.ru (дата обращения: 01.04.2020).
  3. Приказ Председателя Верховного Суда Российской Федерации № 192/кд от 24 марта 2011 г. об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Верховного Суда Российской Федерации // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.ru (дата обращения: 01.04.2020).
  4. Приказ Председателя Верховного Суда РФ от 22 июля 2015 г. № 614/кд об утверждении Положения о порядке осуществления контроля соответствия расходов федеральных государственных гражданских служащих аппарата Верховного Суда Российской Федерации их доходам. Данным актом определен порядок осуществления контроля за соответствием расходов государственного гражданского служащего аппарата Верховного Суда РФ, расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей доходу данного государственного служащего и его супруги (супруга) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.ru (дата обращения: 01.04.2020).
  5. Приказ Председателя Верховного Суда РФ от 7 декабря 2015 г. № 1043/кд об утверждении Положения о порядке сообщения судьями и федеральными государственными гражданскими служащими аппарата Верховного Суда РФ о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, его реализации (выкупа) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.ru (дата обращения: 01.04.2020).
  6. Приказ Председателя Верховного Суда РФ от 13 марта 2017 г. №149/кд об утверждении Порядка размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о внепроцессуальных обращениях // Официальный интернет-портал Совета Судей РФ [Электронный ресурс]. URL:http://www.sru (дата обращения: 01.04.2020).
  7. Постановление Президиума Совета судей РФ от 22 мая 2014 г. №324 Положение о комиссии Совета судей Российской Федерации по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий // Официальный интернет-портал Совета Судей РФ [Электронный ресурс]. URL:http://www.sru (дата обращения: 01.04.2020).
  8. Постановление Президиума Совета судей РФ от 30 июля 2013 г. №354 об утверждении Положения о порядке рассмотрения жалоб и сообщений о совершении судьей дисциплинарного проступка и обращения в Высшую квалификационную коллегию судей РФ о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности в связи с совершением им дисциплинарного проступка // Официальный интернет-портал Совета Судей РФ [Электронный ресурс]. URL:http://www.sru (дата обращения: 01.04.2020).
  9. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 16 марта 2011 г. №49 об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации// Официальный интернет-портал Судебного департамаента при Верховном Суде РФ [Электронный ресурс]. URL:http://www.sdep.ru (дата обращения: 01.04.2020).
  10. Приказ начальника Управления Судебного департамента в Республике Башкортостан от 13 мая 2016 № 259 об утверждении Порядка уведомления федеральными государственными гражданскими служащими межрайонных, районных, городских судов Республики Башкортостан Уфимского гарнизонного военного суда, Управления Судебного департамента в Республике Башкортостан о фактах обращения к нему в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений // Официальный интернет-портал Судебного департамаента при Верховном Суде РФ [Электронный ресурс]. URL:http://www.sdep.ru (дата обращения: 01.04.2020).
  11. Савельев В. В. Выявление и разрешение конфликта интересов в деятельности органов государственной и муниципальной власти (по законодательству Российской Федерации, Китайской Народной Республики, США и Канады) // Современные стандарты и технологии противодействия коррупции: Материалы Третьего Евразийского антикоррупционного форума. М. 2015. С. 159-165.
  12. Сборник «Этика публичной политики: Из опыта работы Комитета по стандартам публичной сферы Великобритании». М. 2005. 223 с.