ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Сей чин яко око наше и стряпчий о делах государственных» — так уважительно именовал великий российский государь Петр I первого российского генерал-прокурора П.И. Ягужинского, представляя его Сенату.

Впервые правовой институт прокуратуры стал известен миру почти полтысячелетия назад. «Ле жен дю руа» («людьми короля») называли французских прокуроров тех времен. Таким образом, изначально должность прокурора приближалась к верховной государственной власти, наделялась особыми государственными полномочиями.

В настоящее время одной из важнейших проблем российского общества и государства является преступность среди сотрудников правоохранительных органов. А вследствие последних событий, связанных с пандемией коронавируса нового типа, ситуация только ухудшилась.

Одними из наиболее часто встречаемых преступлений, подрывающих устои общества и государства, а также ставящее под сомнение авторитет государственной власти, являются преступления, связанные с превышением должностных полномочий, в том числе совершаемые сотрудниками, осуществляющими правоохранительную деятельность, ответственность за которые предусмотрено в ст. 286 УК РФ [2]. Часто встречаемые случаи превышения своих полномочий имеют место быть в работе органов дознания, следствия и полиции МВД России.

Основной причинно-следственной связью многих преступлений совершаемых «по службе» является элементарное незнание нормативно-правовой базы, регламентирующей их деятельность, что как следствие порождает злоупотребления законом и становится причиной многих противоправных действий со стороны «служителей закона». Благодаря этому, можно смело констатировать тот факт, что обозначенная нами проблема в современной плоскости практического применения имеет право на существование, а сама общественная опасность отмеченных нами деяний, сопряженных с превышением сотрудниками правоохранительных органов своих должностных полномочий чрезвычайно велика.

Данное правонарушение и другие связанные с ним преступления, обличают реальность сформированной своевременной правоохранительной системы. Зачастую эти общественно опасные деяния, совершаемые с умыслом или при попустительстве по службе, остаются без должного внимания руководства соответствующих подразделений полиции и следственных органов.

Что диктует необходимость сотрудникам собственной безопасности, действующим в структуре всей системы правоохранительных органов более тщательно и требовательно подходить к правовой оценке результатов деятельности и определению качества работы дознавателей, следователей и должностных лиц МВД России и иных ведомств. Также надлежит осуществлять более планомерный и тщательный прокурорский надзор за деятельностью сотрудников правоохранительных органов.

Прокурорский надзор играет важную роль и в профилактике нарушений закона, поскольку именно с помощью надзора достигается не только надлежащее исполнение законов, но и выявление правонарушений на ранних стадиях их формирования. Кроме этого, прокурорский надзор имеет немаловажное значение в защите прав граждан в различных сферах общественных отношений.

Таким образом, при превышении должностных полномочий рекомендуется обращаться в прокуратуру, так как она является более объективной в расследовании и осуществляет надзор и контроль процедуры возбуждения дела в отношении представителей правоохранительных органов. Для этого необходимо предоставить заявление с указанием отказа или игнорирования жалобы со стороны следственного комитета.



 

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М. : Маркетинг, 2018. – 39 с.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации: [принят Гос. Думой 24 мая 1996 г., одобрен Советом Федерации 5 июня 1996, с изменениями и дополнениями по состоянию на 27 декабря 2019 г.] // Собрание законодательства РФ. –1996. – №25. – Ст. 2954.
  3. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 20.02.1992, N 8, ст. 366.
  4. О полиции : федер. закон [принят Гос. Думой 28 января 2011 г.: одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 г., с изменениями и дополнениями по состоянию на 16 октября 2019 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2011. – №7. – Ст. 900.
  5. Казаченко, И. Я. Уголовное право. Общая часть : учебник для бакалавриата и специалитета / И.Я. Казаченко, Г.П. Новоселов. – 5-е изд. перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2018. – 373 с.

 

References: Constitution of the Russian Federation: ofic. text. - Moscow: Marketing, 2018. - 39 p. Criminal code of the Russian Federation: [adopted by the State Duma. By the Duma on may 24, 1996, approved by the Federation Council on June 5, 1996, with changes and additions as of December 27, 2019] / / Assembly of legislation of the Russian Federation. -1996. - no. 25. - St. 2954. Federal law No. 2202-1 of 17.01.1992 on the Prosecutor's office of the Russian Federation // Vedomosti SND RF and VS RF, 20.02.1992, N 8, article 366. About the police: Feder. the law [adopted by the State. By the Duma on January 28, 2011: approved by the Federation Council on February 2, 2011, with changes and additions as of October 16, 2019] / / Collection of legislation of the Russian Federation. - 2011. - no. 7. - St. 900.  Kazachenko, I. ya. Criminal law. General part: textbook for Baka-lavriata and specialty / I. ya. Kazachenko, G. P. Novoselov – - 5th ed. and add. - M.: yurayt, 2018. - 373 p.