НЕОЛОГИЗМЫ В ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ

Проблема неологизмов была и остается актуальной на все времена, так как в каждую эпоху в язык приходят новые слова. Обновление лексики связано с изменениями в различных сферах деятельности: экономической, политической, художественной, научной, медицинской и т.д. Преобразования в общественной деятельности отображаются в СМИ, поэтому новые понятия и новые слова появляются на страницах газет и журналов.

Неологизмами называются новые слова, а также новые значения уже существующих слов, новизна которых ощущается носителями языка [3, С. 274].

По мнению М.И. Фоминой неологизмы – новые слова, появляющиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений, качеств [4, С. 259]. В словаре лингвистических терминов Т.В. Жеребило определяет неологизм как новое слово или новое значение и форма уже существующего слова, а также называет неологизм лексическим или семантическим новообразованием [2, С. 216].

Обогащение словаря происходит несколькими путями:

– при помощи средств русского языка – путем создания новых слов из старых морфем, переосмысления старых слов и т.д.;

– путем заимствования слов из других языков [1, С. 4].

Причинами возникновения новых слов в языке и их употребления в периодических изданиях являются:

– необходимость в наименовании новых реалий, предметов, явлений, характерных для данной эпохи;

– необходимость уточнения уже существующих названий в языке;

– стремление к замене понятий;

– потребность более модных слов [5, С. 42].

В ходе исследования материала периодики, мы нашли некоторые неологизмы. Приведем примеры.

Обнулэнд. Что случилось с нами и властью на голосовании 1 июля (Новая газета, № 70, 2020).

Слово обнулэнд образовано от обнулить+лэнд (с англ. «земля, страна»). Слово имеет значение «обнуленной страны».

Таинственный таунхаус. Россияне первыми вернули к жизни рынок продажи элитного жилья в Лондоне (Новая газета, № 60, 2020).

Таунхаус – заимствование с английского языка, в переводе означает «дом в городе». Таунхаус – это малоэтажный жилой дом или общественное здание на несколько квартир.

Мозгохлебы. Кто рисует для российской власти картину мира из конспирологии, суеверий и предрассудков (Новая газета, № 57, 2020).

Мозгохлебы образовано путем слияния двух корней «мозг» и «хлебать». Имеет значение «вечных обманщиков».

Царь Ковид 19-й продолжает войну. Коронавирус не отступает (Новая газета, № 69, 2020).

Слово коронавирус употребляется в материалах изданий за 2020 год во всех сферах деятельности. Образовалось от медицинского термина на основе уже имеющегося слова вирус.

Федерализм в пользу бедных. Какие регионы больше всего пострадают от коронакризиса: рейтинг «Новой» (Новая газета, № 54, 2020).

Коронакризис несет в себе значение кризиса, который возник в период самоизоляции из-за вируса.

Стиль и фэшн. Молодой губернатор Заполярья взялся за архитектуру. Бюджет не досчитался до 160 миллионов (Новая газета, № 52, 2020).

Фэшн – заимствованное из английского языка слово, означающее моду, стиль, образ.

Пандемионат. Часть 2: возврат к нормальности. Мир начинает бодро выходить из карантина (Новая газета, № 51, 2020).

Графиг вам! Как регионы «рисуют» статистику коронавируса ради снятия карантина: исследование «Новой» (Новая газета, № 51, 2020).

Расчет по фьючерсному контракту может произойти как чисто финансовым образом, так и путем постановки реальной нефти (Новая газета, № 43, 2020).

«Хотим есть работы нет!» В России начались «онлайн-митинги» против бездействия государства в условиях экономического кризиса (Новая газета, № 43, 2020).

В эти дни в сети, как в каморке папы Карло, за онлайн-очагом открылась дверца (Новая газета, № 43, 2020).

Общая беда сплотила. Полмиллиона «изоизолянтов» щедры на похвалы и восторги (Новая газета, № 41, 2020).

Как украинцы, работавшие за границей – заробитчане, – приезжают обратно на родину и что их там ждет (Новая газета, № 40, 2020).

В периодических изданиях особое внимание необходимо обратить на неономинации, обозначающиеся в лингвистике как окказионализмы. Такими являются слова типа пандемионат, графиг, онлайн-очаг, онлайн-митинг, изоизолянты, заробитчане. Авторы статей используют данные слова для привлечения внимания публики, а также эти слова являются актуальными в данный период.

Таким образом, яркой чертой современной жизни становятся новые явления, интенсивно проникающие в наш обиход и оказывающие влияние на язык. Неологизмы занимают особое место, нередко встречаются на страницах газет в целях креативного оформления информации, обозначения новых актуальных для современной жизни реалий.

 

Список литературы

  1. Брагина А.А. Неологизмы в русском языке. – М., 2000. – 4 с.
  2. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. – Назрань: Пилигрим, 2010. – 216 с.
  3. Куликова И.П., Салмина Д.В. Введение в языкознание. – М., 2015. – 274 с.
  4. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. – М., 2010. – 259 с.
  5. Шанхоева Я. А-Б. Лексический облик современной газеты. – Магас, 2020. – 42 с.