ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КУРСЕ ПРЕДМЕТА ОБЖ В 8-9 КЛАССАХ

STUDY OF TECHNOSPHERE SAFETY IN THE COURSE OF THE SUBJECT OF BASIC HEALTH AND SAFETY IN GRADES 8-9

Одним из направлений в техносферной безопасности является область охраны труда, которая помогает обеспечивать промышленную безопасность технологических процессов и производств в чрезвычайных ситуациях, и в нормальных условиях. Также подготавливает работников и защищает рабочее место. 

Изучение техносферной безопасности в основной общей школе обусловлено тем фактом, что половина выпускников 9- го класса в основном поступают учиться в среднее профессиональное образование. И через несколько лет становятся специалистами в области технических, промышленных отраслей. В данных профессиях соблюдение правил безопасности труда несет огромное значение, так как малейшее нарушение может стать основой экологической катастрофы. Таким образом в настоящее время весьма актуально выпускникам основной общей школы владеть основами техносферной безопасности.

ФГОС основного общего образования (5-9 кл.) тоже указывает на важность знания и понимания техносферной безопасности. Так в пункте 12 метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны сформировать и развить экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Изучение материала о техносферной безопасности может происходить в виде детального разбора техники безопасности. Например, в курсе ОБЖ 8-го класса по теме «Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера» (по программе 1 час) можно включить 15-минутный видеоматериал, где разбираются основные условия для обеспечения экологической безопасности на производстве. Целью данного материала является усвоение учащимися знаний о правилах мер предосторожности и безопасного поведения в промышленных, технических предприятиях. В конце урока в качестве рефлексии отвечают на следующие вопросы:

  1. Дайте определение безопасному поведению специалиста в промышленных, технических предприятиях?
  2. Какие компоненты описаны в безопасном поведении работника в промышленных, технических предприятиях?
  3. Какие классификации чрезвычайных происшествий существуют?
  4. Дайте характеристику безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера?

А также ученики могут освоить материал о техносферной безопасности на уроке ОБЖ 9-го класса по теме «Ч.С. техногенного характера их причина и последствия» (по программе 1 час). В план урока можно включить краткую беседу об обеспечении безопасности в предприятии специалистами. И в качестве закрепляющего материала решить ситуативные задачи, о действиях работников в чрезвычайных ситуациях.

Техносферная безопасность помогает разобраться учащимся в безопасности жизнедеятельности во время работы. Личностно-ориентированное обучение в основной общей школе соблюдению правил безопасности труда в промышленных и технических предприятиях способствует в дальнейшем минимизировать экологические катастрофы по вине человека

Литература

  1. Дмитренко, В. П. Техносферная безопасность. введение в направление образования : учеб. пособие / В.П. Дмитренко, Е.М. Мессинева, А.Г. Фетисов. — Москва : ИНФРА-М, 2018. — 134 с.
  2. Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности (ПБ 08-624-03). ФГУП «НТЦБП». 2004.
  3. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Literature

  1. Dmitrenko, V. P. Tehnosfernaja bezopasnost'. vvedenie v napravlenie obrazovanija : ucheb. posobie / V.P. Dmitrenko, E.M. Messineva, A.G. Fetisov. — Moskva : INFRA-M, 2018. — 134 s.
  2. Pravila bezopasnosti v neftjanoj i gazovoj promyshlennosti (PB 08-624-03). FGUP «NTCBP». 2004.
  3. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.12.2010 N 1897 ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshhego obrazovanija.