ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В последнее время увеличивается тенденция повышения возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении – с другой. Все это делает проблему привыкания ребенка младшего дошкольного возраста к условиям детского сада особенно актуальной.

После изучения ряда научных трудов можно выделить, на наш взгляд, два направления в изучении проблемы адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения:

  1. Особенности протекания периода адаптации: связано с выделением целого ряда особенностей протекания периода адаптации, получивших название симптомокомплекс.
  2. Факторы и механизмы, влияющие на продолжительность и характер адаптации. Данное направление исследует многообразные факторы, влияющие на процесс привыкания.

Целью работы является изучение психологических особенностей проблемы адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

Объектом исследования является адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению.

Предметом исследования являются психологические особенности адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие Задачи:

  1. Провести теоретический анализ существующих психологических исследований по проблеме адаптации детей к условиям детского образовательного учреждения:
  2. Изучить психологические аспекты адаптации детей к дошкольному учреждению;
  3. Выявить особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению;
  4. Определить основные проблемы адаптации детей к дошкольному учреждению.

В исследовании применялись следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы и других источников по проблеме исследования.

Теоретическим основанием исследования является личностно-деятельностный подход развития личности индивида (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович), и подходы к изучению адаптации личности А.А. Началждяна, Дж. Робертсона, Л. Филипса.

Практическое значение исследования состоит в то, что его результаты позволят в дальнейшем более детально проработать объект и предмет исследования, а также разработать комплексную программу психолого-педагогического сопровождения дошкольников в условиях детского образовательного учреждения.

  1. Понятие «адаптация», ее виды.

Понятие «адаптация» (происходит от латинского слова «adapto», что значит «приспособляю») многогранно. Проведя анализ различных психологических концепций мы пришли к следующему определению данного термина. Адаптация (в широком смысле) – приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Она имеет два аспекта: 

 Биологический – включает приспособление организма к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды, а также к изменениям в организме.

Психологический – приспособление человека, как личности, к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами  и интересами. В данном аспекте социологи выделяют социальную адаптацию - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Она осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях общества.

Проведя анализ и обобщение научных данных и результатов исследований, можно привести следующую классификацию разновидностей социально-психической адаптации личности:

  1. Нормальная адаптация. Нормальным можно назвать такой адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и, одновременно, без нарушений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности. В результате нормальной адаптации, если берется только отрезок жизненного пути личности, ограниченный данным адаптивным процессом, ни в структуре личности, ни в той группе, в деятельности которой она участвует, не происходит существенных, т.е. приводящих к возникновению качественных новообразований, изменений. [5, стр. 39]
  2. Девиантная адаптация. Девиантные процессы социальной адаптации личности – это те процессы, которые обеспечиваютудовлетворение потребностей личности в данной группе или социальной среде, в то время, как ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением.
  3. Патологическая адаптация. Это такой социально-психологический процесс, который полностью или частично осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию патологических комплексов характера, входящих в состав невротических и психотических синдромов. Поведение личности выносится за пределы нормальной адаптации, становится неадекватным на возникающие проблемные ситуации.
  4. Основные фазы адаптационного процесса ребенка раннего дошкольного возраста.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

  1. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе (длится в среднем один месяц).
  2. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три-пять недель).

3.Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.

  1. Основные факторы (критерии), влияющие на адаптацию ребенка раннего возраста к условиям детского образовательного учреждения;

Характер и длительность адаптационного периода зависят от факторов, определяющих, насколько успешно малыш может справиться с предстоящими ему трудностями в привычном образе жизни. Эти факторы связаны как с физическим, так и с психическим состоянием ребёнка.

  • Возраст ребенка. Оптимальным возрастом для адаптации ребенка к условиям детского учреждения, является период с 2 лет до 2 лет 8 месяцев.
  • Индивидуальные особенности нервной системы (темперамент).Эти индивидуальные особенности человека врождённы, проявляются достаточно рано и сильно влияют на эмоциональное поведение ребенка.
  • Эмоциональное состояние самих родителей.Им нужно внутренне быть готовыми «отпустить» ребенка и дать возможность  самому познавать окружающий мир.
  • Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Здоровый малыш лучше справляется с трудностями окружающей среды, а многократные заболевания могут затормозить психическое развитие, и он хуже справляются с трудностями адаптационного периода.
  • Уровень тренированности адаптационных механизмов. Необходимо заранее создавать условия, которые требуют от ребёнка новых форм поведения. Дети, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия легче привыкают к обстановке в группе и легко отпускают маму.
  • Методы воспитания ребенка в семье.
  • Отношение с ровесниками. Неумение общаться с другими детьми, в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми ещё больше отягощает сложность адаптационного периода.

Адаптация – это всегда стресс, поэтому задача всех представителей образовательного процесса учесть все возможные факторы, воздействующие на ребенка, и так организовать адаптационный период, чтобы он прошел легко.

  1. Этапы прохождения адаптационного периода

Адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов:

I этап - подготовительный. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. Коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребенка от переутомления. Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены и малыш подготовлен к приходу в ДОУ, наступает следующий этап – в работу включается педагог, который непосредственно будет работать с ребенком в детском саду.

II этап – основной. Главная задача данного этапа - создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения. Воспитатель, узнавая ребенка, со слов родителей, смогут найти подход к ребенку значительно быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической защиты.

III этап – заключительный. Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон.

  1. Типичные психологические проблемы детей-дошкольников.

Различные отклонения в психологическом здоровье детей составили предмет исследования многих отечественных и зарубежных психологов, в связи с чем, сегодня, существует общепринятая классификация психологических проблем, возникающих у детей. Венгер А.Л. выделяет:

  1. Проблемы, связанные с умственным развитием (неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала и т.д.);
  2. Поведенческие проблемы (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность и пр.);
  3. Эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность и т.п.);
  4. Проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость и т.д.);
  5. Неврологические проблемы (тики, навязчивые движения, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли и т.п.).

Итак, подводя итоги, нами была подобрана и проанализирована психолого-педагогическая литература по теме «Психологические особенности  проблемы адаптации ребенка раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении».

Далее реализовали поставленные в начале исследования задачи. В изучении ряда научных трудов определили понятие «адаптация», виды, фазы, факторы и этапы прохождения адаптации, обозначили типичные психологические проблемы детей-дошкольников.  По результатам проведенной работы можно говорить о том, что поставленная нами цель достигнута. Изучение данного вопроса не нужно прекращать, его необходимо подкрепиться эмпирическим исследованиям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Балл Г.А. Понятие адаптации и ее значение для психологии личности//Вопросы психологии. – 1989. - №1.
  2. Алямовская Е.Е. Ясли – это серьезно. – М.: Линка-Пресс, 2000.
  3. Алексеева Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду // Дошкольная педагогика. – 2007. - №2.
  4. Калинина Р. Вопросы адаптации детей к детскому саду // Дошкольное воспитание. – 1998. - №4.
  5. Началждян А.А. Социально-педагогическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). – АрмССР, 1988.
  6. Остроухова А. Успешная адаптация. Как ее «Измерить»? // Обруч. – 2000. - №3.
  7. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов –на-Дону, 1998.
  8. Советова О.С. Инновации: трудности и возможности адаптации. – СПб., 2004.
  9. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. – М., 1969.
  10. Кошелева А.Д. и др. Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева; Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М.:Издательский центр «Академия», 2003.