ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ НА РЫНКЕ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ

Российский рынок продажи бытовой техники и электроники длительное время восстанавливался после фактического краха в 2015 г. связанного с зависимостью цен от зарубежной валюты. На сегодняшний день рынок показывает положительную динамику роста и у потребителей заметен переход от удовлетворения крайней нужды в бытовые техники к замене, устаревшей на новую. Одним из факторов повлиявшем на восстановление рынка стало внедрению на рынок корейских и китайских производителей. Также торговый ритейл все время развивается и от традиционной продажи техники в розничных магазинах рынок перешел на заказ и доставку в регион проживания покупателя.

         Анализ рынка в 2020 г. показывает необходимость внедрения четких конкурентных преимуществ. В сегменте продажи бытовой техники и электроника такими преимуществами будут являться широкий ассортимент, низкие цены, высокий уровень обслуживания и удобство совершения покупки. Предприятия не способные конкурировать и обеспечивать данные преимущества неизбежно покидают рынок или поглощаются более крупными конкурентами. Организации, продолжающие деятельность на рынке, преследуют в основном две цели: удержание своей позиции на рынке и сохранение положительной динамики роста финансово экономических показателей.

         Постоянное внедрение новых разработок, доведение их результатов до потребителей и активные продажи формируют вполне определенные предпочтения. Покупатели еще до обращения в магазин ознакомлены с ассортиментом и обладают некоторыми знаниями о товаре подходящим под их бюджет, который они собираются приобрести. Поэтому одной из тенденций 2019-2020 гг. является то, что продавцам стало значительно труднее выходить за рамки бюджета покупателя.

В организации бизнес процессов владельцы крупного ритейла неизбежно сталкиваются с новыми трендами в продажах. Сегодня это онлайн магазины, в которые активно переходит покупатель. Ведущим фактором изменения модели поведения потребителя становится возможность сравнения ценников у различных продавцов. Даже несмотря на сильную дифференциацию ассортимента, покупатели предпочитают искать там, где товар обойдется дешевле. Учитывая тот факт, что купить товар с доставкой в интернет магазине оказывается выгоднее похода в традиционный магазин, безусловно такое поведение клиентов становится вполне оправданным.

Лидерами остаются «М-видео» и DNS. В регионах наблюдается серьезная конкуренция, нередко переходящая на сетевой уровень. Повышение налога на добавленную стоимость и ужесточение требований в сегменте онлайн-продаж как накладные расходы будут учтены в ценообразовании. За все придется платить конечному потребителю. Серьезные преобразования в системе доставки товаров с зарубежных площадок увеличат емкость рынка до 30 процентов. Освобождающаяся ниша рынка будет замещаться уже имеющимся ассортиментом, включая продукцию отечественных производителей. 

На 2020 год ожидается умеренный рост в отрасли, который будет сдерживаться вынужденным ростом цен и увеличением доли китайских товаров. Альтернативное качество продукции среднего и высшего ценовых сегментов останется недоступным рядовому потребителю по стоимости и по причине снижения доставок на презентацию.

Таким образом проанализировав ситуацию на российском рынке продажи бытовой техники и электроники, можно сформулировать тенденции и особенности конкурентной борьбы на данном рынке:

– более крупные игроки на рынке активно поглощают мелкие компании (например: «М-видео» купило «Эльдорадо» и «Медиа-Маркт», DNS купил «TechnoPoint» и «Фрау техника»);

– рынок постоянно развивается, появляются новые продукты и необходимо уметь правильно использовать такую динамику;

– ключевыми факторами успеха на рынке будут являться широкий ассортимент, низкие цены, высокий уровень обслуживания и удобство совершения покупки;

– все большую долю продаж занимают продажи через интернет, по средствам интернет-магазинов;

– на национальном рынке продажи бытовой техники и электроники небольшое количество крупных игроков.

 

1 Инвестиционная привлекательность отрасли торговли бытовой техникой [Электронный ресурс] URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-economy-2016-7/2-tarelkin.pdf (дата обращения: 18.06.2020).

2 Рынок бытовой техники в 2018 году [Электронный ресурс] URL: https://bitprice.ru/news/rynok-btie-itogi-i-kvartala-2018-goda (дата обращения: 18.06.2020).