ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

LEGAL REGULATION OF CRIMINAL LIABILITY OF MINORS IN FOREIGN COUNTRIES

Как известно, система норм уголовного права не только устанавливает основания и принципы уголовной ответственности, но и фиксирует конкретные виды наказаний за совершение тех или иных общественно опасных деяний.

В данном случае, необходимо отметить, что вопрос преступности среди несовершеннолетних является, на сегодняшний день, наиболее актуальным, так как уровень данного вида преступления неуклонно возрастает. Как отмечает большинство правоведов, основным мотивом совершения противозаконных деяний в данном случае выступает корысть и желание получить так называемые «острые» ощущения. Так, В. В. Кухарук считает, что основные предпосылки подростковой преступности имеют ярко выраженный социальный характер, напрямую зависят от исторически слоившегося менталитета и уровня развития социально-значимых институтов[1].

Стоит отметить, что такое явление как преступность среди несовершеннолетних паразитировало общественные отношения всех без исключения государств. А вопросы привлечения малолетнего лица к уголовной ответсвенности, назначения ему действительно справедливого наказания, а также дальнейшего предупреждения таких преступлений, всегда являлись актуальными, насущими и злободневными. Важно наиболее корректно и взвешенно подойти к разрешению поставленных выше вопросов, так как от этого зависит дальнейшее развитие преступности в целом, ее уровня, направлений и тенденций.

Решение выделенных в работе дискуссионных вопросов является основополагающей задачей не только для отечественных органов государственной власти. В рамках своих правовых режимов иностранный законодатель ровно также заинтересован в скорейшем разрешении описанной нами проблемы. Здесь стоит отметить, что властный аппарат любого государства только при содействии теоретической и научной проработки сможет сформулировать наиболее эффективные направления урегулирования вопросов преступности среди молодежи. И с практической точки необходимо проведение сравнительной характеристики уголовно-правовых институтов различных стран, содержащих в себе всевозможные правопорядки.

Переходя к рассмотрению темы настоящего исследования, стоит обратить внимание на факто того, что правовое положение несовершеннолетнего преступника является схожим для большинства правопорядков иностранных государств. Подобное явление можно объяснить некоторой унификацией норм права.

На сегодняшний день, доктрина уголовного права выделяет четыре вида правовых систем, например:

  • Континентальная система, представителем которой является Франция или Германия;
  • Англосаксонская система, которая применяется в Великобритании;
  • Социалистическая система, используемая в Китае;
  • Мусульманская правовая система, существующая в Иране

И прежде чем преходить к подробному анализу правового статуса несовершеннолетнего преступника в каждой из названых стран, нам необходимо отметить, что некоторые государства обладают достаточно развитой и разветвленной системой предупреждения и противодействия совершению преступлений несовершеннолетними. Как правило, в законодательстве таких государств, вопросы привлечения к уголовной ответственности малолетних граждан зафиксированы и регламентированы отдельным нормативно-правовым актом. В других же государствах, вопросы назначения наказания и привлечения к ответственности остаются в общей компетенции Уголовного кодекса отдельной страны, не учитывая особую возрастную категорию виновного в совершении преступления лица[2].

Так, для составления полноценной картины происходящих событий нам необходимо разобрать правовые режимы отдельных иностранных государств, регламентирующих уголовную ответственность несовершеннолетнего лица. Первыми рассмотрим страны с континентальной правовой системой.

В первую очередь, при изучении различных правопорядков, особое внимание необходимо уделить законодательству Франции, так как именно эту правовую систему объективно можно считать наиболее развитой и совершенной в рамках исследуемой темы. Так, в целях подробного регулирования вопроса привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних лиц, законодатель составил специальный нормативный акт, а именно Ордонанс от 02.02.1945 г. № 45-174 «О правонарушениях несовершеннолетних». Основная особенность данного документа заключается в том, что ответственность лица напрямую зависит от его возраста, так, в общей сложности, можно выделить четыре категории лиц[3].

К первой группе относятся лица, не достигшие десяти лет. Логично предположить, что будет воздействовать на таких лиц максимально мягкими способами. Так, в соответсвии со ст. 2 Ордонанса, к ним могут применяться лишь меры безопасности.

В состав второй группы могут входить лица, достигшие возраста от десяти до тринадцати лет. Их отличительной особенностью является то, что к ним могут быть применены не только меры безопасности, но и особые санкции воспитательного характера, например, конфискация предмета, послужившего средством совершения преступления.

Третья группа является наиболее обширной и состоит из лиц в возрасте от тринадцати до шестнадцати лет. К подросткам соответсвенно применяются меры воспитательного характера, но выраженные, например, в помещении  человека в медицинское учреждение или в учреждение воспитательной коррекции.

Четвертая группа состоит из лиц правовой статус, которого немногим отличается от общего. То есть, при совершении преступления, несовершеннолетний в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет несет либо обыкновенное уголовное наказание, либо сокращенное. Выбор зависит от используемой для квалификации преступления статьи Уголовного кодекса.

Таким образом, уголовно-правовая система назначения наказания для несовершеннолетних преступников во Франции находится на достаточно высоком уровне. Она имеет как свои преимущества, в виде предоставления возможности передачи виновного лица под надзор родителей, опекуна или других лиц, заслуживших доверие. Также существуют и минусы, так как нельзя слепо классифицировать всех несовершеннолетних преступников только по возрастному критерию, не обращая внимание на тяжесть совершенного преступления, то есть речь, в данном случае, идет о том, что лицо в пятнадцать лет вполне осознанно может убить человека и при этом находясь лишь в третьей категории не понести справедливого наказания, что не есть правильно. Однако, так или иначе, рассмотренный уголовно-правовой режим имеет место быть и отечественный законодатель может взять некоторые его аспекты на вооружение.

Если же рассматривать правовую систему ФРГ, то необходимо отметить практически идентичный с Францией механизм регулирования изучаемых отношений. Так, нормы Уголовного кодекса Германии[4] не содержат в себе сведений об ответсвенности несовершеннолетних лиц, для этого законодателем был разработан специализированный документ, именуемый как закон «Об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних»[5], принятый 04.08.1953 г. Представленный нормативный акт также использует возрастную градацию, однако делит всех несовершеннолетних лишь на две большие категории, к которым относятся лица достигшие возраста от четырнадцати до восемнадцати лет и лица в возрасте от восемнадцати до двадцати одного года[6]. В соответствии со статьями рассматриваемого положения, к основным видам санкций можно отнести применение воспитательных и исправительных мер, а также их непосредственного наказания. Изучение законодательства Германии, в первую очередь, интересно тем, что именно в нем активно используется институт освобождения несовершеннолетних лиц от уголовной наказания. Альтернативой наказанию выступает определенная система компромиссов и активное использование различных мер воздействия на предупреждение совершения преступлений и достижения принципиальных целей правосудия. К таким мерам можно отнести, например, возмещение причиненного вреда личными силами несовершеннолетнего, дача извинений перед потерпевшим лицом в публичном порядке, передача под надзор родителей или же опекуна, выполнение общественно полезных работ. Стоит отметить, что подобные вопросы, в большинстве своем, разрешаются в досудебном порядке. Рассмотрев данный пример, мы можем придти к выводу, что оба государства используют континентальную правовую систему и в некоторых аспектах они очень схожи, но при этом даже при казалось бы идентичной правовой системе можно разрабатывать различные и что главное эффективные механизмы и методы борьбы с одной и той же проблемой, выраженной в преступности среди несовершеннолетних.

Если же рассматривать англо-саксонскую правовую систему, то ее ярким представителем безусловно является Великобритания. Многие правоведы справедливо отмечают достаточно лояльное и толерантное отношение властей к несовершеннолетним преступникам, которое проявляется, в первую очередь, в характере наказаний и степени их суровости. Так, в уголовном законодательстве Англии присутствует Закон «О правосудии по делам молодежи и уголовных доказательствах»[7], регулирующий вопросы привлечения к уголовной ответсвенности несовершеннолетних. В соответствии с представленным документом все несовершеннолетние лица делятся на три категории, основным критерием такого деления опять же является возрастной ценз.

В первую категорию входят дети от десяти до тринадцати лет и основными мерами наказания для них служат взыскание штрафа с родителей в размере 250 фунтов стерлингов, взыскание по компенсации причиненного вреда в размере до пяти тысяч футов стерлингов, а также помещение несовершеннолетнего под надзор работника пробации сроком до трех лет.

Что касается второй группы, то в нее входят подростки в возрасте от четырнадцати до пятнадцати лет. В большинстве своем, виды наказания дублируются, однако повышается сумма штрафа, которая оплачивается либо родителями, либо опекунами несовершеннолетнего правонарушителя. Например, вышеупомянутый штраф увеличивается с 250 фунтов до 1 тысячи футов стерлингов. 

В третью группу включены лица, достигшие возраста от шестнадцати до семнадцати лет. Наказания для данных молодых людей характерны большей продолжительностью, например, срок нахождения в центре посещения увеличивается до 36 часов, когда как для детей из первой категории этот срок равнялся 24 часам[8].

Как материальное, так и процессуальное уголовное право Англии носит достаточно терпимый характер к совершению преступления небольшой тяжести с учетом того, что оно совершается впервые. Этот факт также обусловлен тем, что основной закон, описанный нами ранее, большое внимание уделяет институту освобождения от уголовной ответсвенности или освобождения с назначением испытательного срока. Вместе с этим наиболее распространенной мерой воздействия на преступника является вынесение предупреждений. В итоге, можно говорить о том, что система наказаний Англии имеет ярко выраженный коммерческий характер и, стоит отметить, что в рассмотренных ранее государствах такой тенденции не было. По нашему мнению подобный опыт, в разумных пределах, будет иметь достаточно обнадеживающие перспективы, в рамках российской действительности.

При подробном изучении вопроса, поставленного в теме работы, мы обратили внимание, что правовые системы Китая или же Ирана не имеют в своем содержании каких-ибо передовых мер воздействия на уровень преступности среди несовершеннолетних. Так, уголовное законодательство КНР максимально приближено к отечественному УК РФ, в целях регулирования правоотношений, связанных с назначением наказания или привлечением к ответсвенности попросту не существует, все вопросы регулируются в общем порядке уголовным кодексом[9]. Установление возраста уголовной ответсвенности также идентичен российским стандартам. Что касается Ирана, то в данном государстве присутствует отдельный «Закон об исламских уголовных наказаниях»[10], однако вопросу ответственности несовершеннолетних посвящено лишь несколько статей, которые также являются не донца проработанными и совершенными, так как банальные основания для установления возраста, в целях градации несовершеннолетних по категориям, являются достаточно размытыми и основываются на исламских религиозных законах. Более того в Иране до 2002 г. обыденным способом применения смертной казни считалось «забивание камнями». В 2008 г. при введении моратория смертная казнь к лицам в возрасте до 18 лет больше не применялась. Так или иначе, «Закон об исламских уголовных наказаниях» имеет в своем содержании массу недостатков, более того все уголовное законодательство в сфере регламентации уголовной ответсвенности несовершеннолетних нуждается в детальной научной проработке.

Хотелось бы также сказать о том, что проблема преступности среди несовершеннолетних существует и нельзя отрицать того, что рост подростковой преступности увеличивается. На это влияет множество факторов, например, проблемы межведомственного взаимодействия, отсутствие системы пробации, отсутствие должного семейного воспитания. Однако, данную проблему возможно разрешить с помощью усиления роли медико-психологической и социально-правовой помощи, подготовки специальных кадров социальных работников, педагогов и психологов. При всём этом несовершеннолетний подросток должен отчетливо понимать, что за каждое совершенное им действие он несет вполне реальную, в том числе и уголовную, ответственность.

В заключении хотелось бы отметить, что уголовное законодательство различных иностранных государств в сфере регулирования вопросов, касающихся преступности среди несовершеннолетних, является максимально разнообразным. Одни государства сильно преуспели в разрешении ряда вопросов поставленной тематики, другие находятся лишь в начале пути своего законодательного развития. Что касается России, то по нашему мнению, наиболее приемлемыми правовыми системами, которыми можно воспользоваться на территории РФ, безусловно являются Франция и Англия. Заимствование специальных мер и способов воздействия на малолетних преступников, бесспорно будет поспособствовать снижению уровня преступности среди несовершеннолетних.

 

Список использованных источников:

 

  1. Кухарук В.В. Криминология. М.: НОРМА - М., 2010. 144 с.
  2. Уголовное право зарубежных стран. Общая и Особенная части: учеб. / под ред. И. Д. Козочкина. С. 37.
  3. Уголовное право зарубежных стран. Общая и Особенная части: учеб. / под ред. И. Д. Козочкина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2010.
  4. Уголовный кодекс Германии // Режим доступа: http://law.edu.ru/ (Дата обращения 22.10.19).
  5. BGBl (1953) I S. 751
  6. Уголовное право зарубежных государств. Общая часть: учеб. пособие / под. ред. И. Д. Козочкина. - М.: Омега-Л, Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова, 2003.
  7. Закон «О правосудии по делам молодежи и уголовных доказательствах» // Режим доступа: www.legislation.gov.uk./ukpga/1999/23/contents> (Дата обращения 22.10.19).
  8. Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии, Японии): сборник законодательных материалов / под ред. И. Д. Козочкина. - М.: Зерцало, 1999.
  9. Уголовный кодекс Китайской Народной Республики // КНР. Конституция и законодательные акты / пер. с кит. М., 1984.
  10. Закон об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики Иран: утвержден на заседании по судебным и правовым вопросам Меджлиса исламского совета 30 июля 1991 г. С изм. и доп. на 27 мая 1996 г. // Ассоциация Юридический центр.

 

[1] Кухарук В.В. Криминология. М.: НОРМА - М., 2010. 144 с.

[2] Уголовное право зарубежных стран. Общая и Особенная части: учеб. / под ред. И. Д. Козочкина. С. 37.

[3] Уголовное право зарубежных стран. Общая и Особенная части: учеб. / под ред. И. Д. Козочкина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2010.

[4] Уголовный кодекс Германии // Режим доступа: http://law.edu.ru/ (Дата обращения 22.10.19).

[5] BGBl (1953) I S. 751

[6] Уголовное право зарубежных государств. Общая часть: учеб. пособие / под. ред. И. Д. Козочкина. - М.: Омега-Л, Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова, 2003.

[7] Закон «О правосудии по делам молодежи и уголовных доказательствах» // Режим доступа: www.legislation.gov.uk./ukpga/1999/23/contents> (Дата обращения 22.10.19)

[8] Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии, Японии): сборник законодательных материалов / под ред. И. Д. Козочки-на. - М.: Зерцало, 1999.

[9] Уголовный кодекс Китайской Народной Республики // КНР. Конституция и законодательные акты / пер. с кит. М., 1984.

[10] Закон об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики Иран: утвержден на заседании по судебным и правовым вопросам Меджлиса исламского совета 30 июля 1991 г. С изм. и доп. на 27 мая 1996 г. // Ассоциация Юридический центр.