ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КРАЖ ГРУЗОВ С ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

PREVENTION OF THEFT OF GOODS FROM RAILWAY ROLLING STOCK

К одним из приоритетных задач российского государства относится обеспечение безопасности транспорта и транспортной инфраструктуры. Различные виды транспорта, являясь источником повышенной опасности, служат также и средством передвижения граждан и транспортировки грузов. Совершение краж на  объектах транспортной  инфраструктуры представляет собой серьезную угрозу. Ввиду того, что одним из самых востребованных среди населения видом транспорта выступает железнодорожный транспорт, то и вопрос о предупреждении краж грузов с подвижного состава железнодорожного транспорта является в настоящее время актуальным. Повышенная общественная опасность совершения краж именно с такого вида транспорта связана, в первую очередь, с тем, что от перевозок, осуществляемых железнодорожным транспортом напрямую зависит вся деятельность современного общества, а в частности – экономическая сфера.

В соответствии с федеральным законом от 10.01.2013 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», подвижной состав железнодорожного транспорта - это локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав[10]. Как отмечают Гришин Д.А., Вилачева М.Н., Сошникова И.В., кражи грузов на железнодорожном транспорте характеризуются специфическими чертами, которые, в свою очередь, обуславливаются определенными факторами: условиями работы железнодорожного транспорта, передвижного состава, а также условиями профессиональной деятельности лиц, зачастую совершающих хищения[1,С.26]. Кража грузов с подвижного состава железнодорожного транспорта также обладает высокой степенью латентностью. Регистрации подлежит не более половины таких преступлений[4,С.121].

В соответствии с официальными данными Генеральной прокуратуры Российской Федерации[11]: за 2014 года зарегистрировано 13 662 тыс., из которых предварительно расследовано 7 647 тыс.; за 2015 год зарегистрировано - 14 379 тыс., из которых предварительно расследовано 7 774 тыс.; за 2016 год зарегистрировано - 12 126 тыс., из которых предварительно расследовано 6 515 тыс.; за 2017 год зарегистрировано - 12 695 тыс., из которых предварительно раскрыто 6 475 тыс.; за 2018 год зарегистрировано 12 649  тыс., из которых предварительно раскрыто 6 426 тыс.; за период с января по октябрь 2019 года зарегистрировано 10 569 тыс., из которых предварительно расследовано 5 417 тыс.

Концепция предупреждения преступности основывается на процессе по недопущению любых правонарушений, а также устранении их детерминантов [8, С. 90]. Под предупреждением преступности, по утверждению специалистов-криминологов, следует понимать такую деятельность, заключающуюся в прямом преодолении предпосылок негативных противозаконных социальных явлений, составляющих собой, как объективного, так и субъективного характера, которая претворяется в жизнь посредством полномочий в различных сферах. Так, чаще всего это выражено в координации действий институтов общества, непосредственно занимающихся устранением, уменьшением, а также нейтрализацией детерминантов существования и совершения преступлений. По утверждению О.В. Ивушкиной, к детерминантам совершения краж грузов с подвижного состава железнодорожного транспорта следует отнести такие: отсутствие на определенном этапе перевозки (от станции погрузки до станции назначения) конкретного лица, отвечающего за сохранность груза, и ограниченный контроль за подвижным составом на железнодорожных станциях и в пути его следования[3,С.70].

Как отмечает М.А. Коржев, по отношению к доминирующим детерминантам, имеющим объективный характер, предупреждение заключается в ослаблении криминогенного влияния, нейтрализации воздействия отрицательных явлений, а также в устранении выявленных недостатков и ошибок в рамках социальной деятельность субъектов, искажений в сознании и психологии членов общества [6,С. 75].

Предупреждение преступлений подразделяется на определенные подвиды или уровни. Деление в каждом конкретном случае зависит от того, какой критерий будет взять в качестве определяющего – конкретная задача предупреждения[7, С. 197]. Рассмотрим предупреждение краж грузов с подвижного состава железнодорожного транспорта применительно к общесоциальному и специальному криминологическому уровням, а также в рамках оперативно-розыскного предупреждения.

Итак, общесоциальное предупреждение заключается в комплексе мер, связанных с социально-экономической деятельностью, а также устранением недостатков в политической, нравственно-психологической, духовной и социальных сферах современного общества. Общесоциальному предупреждению присущи свои собственные черты[2, С.47].. Во-первых, к таковым относится масштабность и так называемый «всеохватывающий характер». Во-вторых, к признакам общесоциального необходимо относить разносторонность действий, их комплексность, а также взаимозависимость. В-третьих, общесоциальное предупреждение характеризуется радикальностью. По нашему мнению,

К общесоциальным мерам предупреждения кражи грузов с подвижного состава железнодорожного транспорта можно отнести следующие: укрепление экономики страны, обеспечение юридического равенства всех хозяйствующих субъектов, повышение эффективности работы государственных органов, обеспечивающих нормальное функционирование российской экономики в целом и отдельно хозяйствующих субъектов, улучшение системы защиты имущественных прав государства, субъектов экономической деятельности и отдельных граждан, совершенствование законодательства, осуществление строго контроля над деятельностью таких социально-коммерческих проектов, полное обеспечение государственных гарантий защиты прав граждан, которые пострадали от действий преступников.

Специально-криминологическое предупреждение представляет собой уже целенаправленную деятельность по нейтрализации причин и последствий конкретных видов преступлений.

К специально-криминологическому предупреждению следует отнести следующее. Первоочередное предупреждение должно быть направлено на установление и закрепления взаимодействия между субъектовым и территориальными органами внутренних дел, а также с администрацией железнодорожного транспорта[4, С. 121]. Так, по нашему мнению, следует активнее привлекать сотрудников внутренних дел к проведению оперативно-розыскных мероприятий различного вида. Важное значение, при этом, имеют профессиональные навыки и опыт работы в таких делах. Все это можно объединить в единую меру предупреждения – выработка единой стратегии противодействия транспортным преступлениям. Эффективное действие такой стратегии зависит от составляющих: проведение различных мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение преступлений, обеспечению безопасных условий, позволяющих безопасно и непрерывно функционировать объектам железнодорожного транспорта, разработка и внесение в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложений, непосредственно касающихся устранения детерминантов краж с такого специфического объекта. Меры специально-криминологического предупреждения, по нашему мнению,  представляются следующим образом: выявление коммерческого брака путем внимательного осмотра подвижных составов железнодорожного транспорта и своевременное реагирование на обнаружение такого коммерческого брака, обеспечение охраны составов в местах временных стоянок, выявление мест посадки и спрыгивания посторонних лиц с железнодорожных составов, принятие мер к их задержанию, проведение проверки выполнения требований по хранению и транспортировке перевозимых подвижным составом материальных ценностей, исправность ограждений территорий грузовых дворов и контрольно-пропускных пунктов. Отдельно необходимо отметить меры, принимаемые при выявлении фактов кражи: быстрое и эффективное реагирование  на сообщения о совершении кражи, в случаях обнаружения неисправностей, непосредственно указывающих на наличие признаков кражи груза, необходимо отцепить подвижные единицы для дальнейшей комиссионной проверки количества, массы и состояния груза (вагон, платформа или иной подвижной состав необходимо отцеплять для проверки, провести необходимые, первоначальные следственные действия и оперативные мероприятия).

Следующая правовая категория, которую мы рассмотрим, - виктимологическое предупреждение. Виктимологическое предупреждение (профилактика)  представляет собой одно из важных направлений процесса предупреждения преступности. Как правило, выделяют несколько видов виктимологического предупреждения преступности. Деление обусловлено свойствами виктимности: индивидуальная, видовая, групповая и массовая. Так, индивидуальная виктимность – это особое свойство отдельно взятого человека, которое обусловлено, в первую очередь, его социальными, психологическими или биофизическими качествами (либо же вовсе их совокупностью), способствующее в определенной жизненной ситуации формированию условий, при которых возникает возможность причинения ему вреда противоправным актом. Что касается видовой виктимности, то она выражена, в первую очередь, в относительной «предрасположенности» отдельных людей к тому, чтобы становиться в силу ряда обстоятельств жертвами отдельных видов преступлений (например, краж, мошенничества, телесных повреждений). Групповая виктимность – это правовая категория, которая имеет направленность на отдельные категории лиц так называемой повышенной «способностью» при возникновении конкретных жизненных ситуаций становиться жертвой преступления, а иногда даже и двух или более. Выделяется  массовая виктимность, существование которой, по нашим убеждениям, представляется еще более опасным видом виктимности. Так, при совершении краж с подвижного состава железнодорожного транспорта именно массовая виктимность имеет место в большинстве случаев. Массовую виктимность определяют как явление, при котором в объективно существующей реальности для определенной части людей в силу своих субъективных качеств нести физический, моральный и материальный ущерб от преступлений, на состояние и структуру совокупности пострадавших от преступлений в результате их виктимной предрасположенности.

К виктимологическим мерам предупреждения краж грузов с подвижного состава железнодорожного транспорта следует отнести следующие. Во-первых, это непосредственное проведение учебных занятий специальной направленности с сотрудниками железнодорожных станций, служебная деятельность которых напрямую связана с грузоперевозками. Такие меры профилактики должны быть реализованы в формах: лекций, практических занятий – проведение деловой игры с демонстрированием возможных ситуаций совершения краж грузов с подвижного состава железнодорожного транспорта при самых различных обстоятельств), Во-вторых, это меры, реализуемые в виде сбора, анализа и приведения сотрудникам статистических данных следственной и судебной практики, касающейся выявленных фактов краж грузов. Виктимологическую профилактику необходимо проводить как с лицами, которые уже стали жертвами совершения краж, так и с потенциальными жертвами. В обоих случаях принимаемые меры заключаются в разработке, создании инструкций, листовок и памяток с описанием повышенной опасности совершаемых краж, правильного алгоритма действий по эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта, а также поведения при обнаружении фактов кражи. Для работников, осуществляющих техническое обслуживание железнодорожного транспорта, также необходимо организовывать и проводить специализированные курсы и занятия, на которых более подробно разъяснять алгоритм действий при осмотре и ремонте вагонов, подаваемых под нагрузку, в соответствии с существующими правилами и нормами. При предупреждении краж грузов следует создать профилактический учет потенциальных потерпевших от подобных краж, которые могут признаваться таковыми на основании перевозки ценного или же секретного груза[5, С. 166].

Важное значение имеет и оперативно-розыскная профилактика, под которой необходимо понимать деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел, которая осуществляется в соответствии с действующим законодательством и имеет направленность на исключительно наступательные действия (выявление, нейтрализацию, выраженную в материальных носителях достоверных фактических данных), которые в дальнейшем закрепляются в уголовном деле в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации [12,68].Противодействие по аналогии с формами осуществления оперативно-розыскной деятельности, регламентированных в федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[9], осуществляется в гласной и негласной формах. Как отмечается в научной литературе, выделяют два уровня оперативно-розыскной профилактики на железнодорожном транспорте: общая и индивидуальная профилактика.

Общая профилактика, как правило, выражается в таких действиях, которые необходимо совершить для достижения цели устранения обстоятельств, непосредственно способствующих совершению краж с подвижного состава железнодорожного транспорта. Данные меры заключаются в получении сведений о детерминантах краж на этом виде транспорте. По нашему мнению, именно такая форма профилактики в полной степени определяет применение конкретных  мер уже второго уровня, индивидуального. Так, необходимые сведения сотрудники оперативных подразделений получают из достаточно обширного перечня источников, к которым относятся такие, как результаты изучения, оценки оперативной обстановки, материалов соответствующих уголовных дел и административной практики, а также результатов деятельности оперативных подразделений.

Индивидуальная  оперативно-розыскная профилактика, в свою очередь, представлена применением таких мер: прямое использование полученных сведений, точных данных для оказания воздействия на лиц, которые предположительно в дальнейшем могут совершить кражу или же иное хищение, для разобщения различных формирований, имеющих зачастую криминогенную направленность, а также меры по нейтрализации таких ситуаций, каких-либо обстоятельств и, конечно же, условий, которые по своему содержанию способствуют или же непосредственно провоцируют преступников на совершение кражи с подвижного состава железнодорожного транспорта.

Таким образом, предупреждение преступности представляет собой процесс по преодолению объективных и субъективных предпосылок негативных явлений, которое претворяется в жизнь посредством координации действий институтов общества, непосредственно занимающихся устранением, уменьшением, а также нейтрализацией детерминантов существования и совершения преступлений. Предупреждение представлено в определенных формах, разграничение которых осуществляется по конкретному признаку. Основными видами предупреждения преступности, в том числе и краж грузов с подвижного состава железнодорожного транспорта, которые были изучены в данном параграфе, выступают: общесоциальное, специально-криминологическое предупреждение и виктимологическое предупреждение, а также оперативно-розыскная профилактика.  

Список литературы

  1. Гришин Д.А., Вилачева М.Н., Сошникова И.В. Хищение груза из подвижного железнодорожного состава: вопросы квалификации и расследования // Российское право: образование, практика, наука. – 2019. - № 3. – С. 25-30.
  2. Жигарев С.Е. Сущность общесоциального предупреждения преступности: прошлое и настоящее (критический взгляд криминолога) // Вестник экономической безопасности. – 2018. – № 4. – С.45-48.
  3. Ивушкина О.В. Основные аспекты предупреждения краж грузов, перевозимых железнодорожным транспортом (на примере Восточно-Сибирской, Забайкальской, Дальневосточной железных дорог) // Проблемы правоохранительной деятельности. – 2019. – № 1. – С.68-73.
  4. Ивушкина О.В. Некоторые меры специально-криминологического предупреждения краж грузов, совершаемых из подвижного состава железнодорожного транспорта (региональный аспект) // Уголовный закон Российской Федерации: проблемы правоприменения и перспективы совершенствования: сборник материалов межвузовской научно-практич. конференции, посвященной 300-летию российской полиции. – 2018. – С. 120-124.
  5. Ивушкина О.В. Основные направления виктимологических мер предупреждения краж грузов, совершаемых из подвижного состава железнодорожного транспорта // Проблемы современного законодательства России и зарубежных стран: материалы IV международной научно-практич. конференции. – 2018. – С.164-168.
  6. Коржев М.А. Понятие и система предупреждения преступности // Инновационная наука. – 2015 . – № 7-2. – С. 74-76
  7. Криминология: учебник для академического бакалавриата / под ред. В.И. Авдийского, Л.А. Букалеровой. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 301 с.
  8. Криминология: учеб. Пособие для вузов / А.Ю. Решетников О.Р. Афанасьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. :Издательство Юрайт,2019 - 250 c.
  9. Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон [ от 12.08.1995 №  144-ФЗ (ред. от 02.08.2019)] // Рос. газета. – 1995.  – № 160.
  10. О железнодорожном транспорте в Российской Федерации: федер. закон [от 10.01.2003 № 17-ФЗ (ред. от 03.08.2018)] // Рос. газета. – 2003. – № 8.
  11. Официальные данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://genproc.gov.ru (15 ноября 2019 г.
  12. Противодействие хищениям на объектах транспорта: учебное пособие. – 2-е издание, исправленное и дополненное / Е. Ф. Новиков ; Забайкальский государственный университет. – Чита : ЗабГУ, 2019. – 206 с.