ВЛИЯНИЕ МЕХАНИЗМА ВЫКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДНЕЙ ПОДВЕСКИ НА ПОЯВЛЕНИЕ НАГРУЗОК В ЭЛЕМЕНТАХ ТОЛКАЮЩЕЙ РАМЫ БУЛЬДОЗЕРА ПЗМ-2

INFLUENCE OF THE FRONT SUSPENSION SHUTDOWN MECHANISM ON THE APPEARANCE OF LOADS IN THE ELEMENTS OF THE PUSH FRAME OF THE PZM-2 BULLDOZER

Важной задачей землеройных машин  является подготовка площадки для земляных работ,  в связи с этим необходимо поддерживать возможность бесперебойной работы навесного бульдозерного оборудования. В последствии особое  значение приобретает грамотная эксплуатация универсальных землеройных машин.

Полковая землеройная  машина  ПЗМ-2 (рис.1) на базе трактора Т-155К  может быть использована для производства мелиоративных работ, прокладке труб, кабельных электрических сетей, а так же при строительстве объектов местного значения.   Рабочее  оборудование ПЗМ-2  состоит из  лебедки, бесковшового  рабочего  органа  (для  отрывки  котлованов  и  траншей), а так же бульдозерного  оборудования  (для  засыпки  котлованов  и  сооружений).

Рисунок 1. Полковая землеройная машина ПЗМ-2

 

ПЗМ-2 – характеризуется высокой динамичностью и    управляемостью.  Важным  фактором  в  решении  задач  повышения  эффективности земляных  работ является правильное  определение и выбор технических параметров,  так  уровень квалификации машиниста  оказывает большое влияние на экономические показатели производимых работ.

Бульдозерное  оборудование  машины  ПЗМ-2  является  дополнительным  рабочим органом  и  предназначено  для  подготовки  площадок  под  котлованы,  планировки  аппарелей и дна котлована, засыпки ям, котлованов, траншей и устройства спусков. 

Бульдозерное  оборудование  (рис.2)  состоит  из рамы толкающей    1, отвала, поперечной балки 5 и двух гидроцилиндров.

Жесткость сварной конструкции  отвала  обеспечивают коробчатая балка, вертикальные  ребра и  приваренный  к  нему подножевой  лист.  Ножи к отвалу крепятся посредством болтового соединения. Для повышения  износостойкости режущая  кромка  ножей  наплавлена  твердым  сплавом.  Ножи  отвала  зубчатой формы, что повышает эффективность обработки грунта. 

Толкающая  рама представляет собой сварную конструкцию                         и состоит из одной поперечной 4 и  двух продольных балок 3 квадратного  сечения.  К  поперечной  балке  рамы  приварены  два кронштейна,                        на  которые  установлены  крюки  для  монтажа  (демонтажа)  бульдозера.

Поперечная  балка    бульдозера  устанавливается  и крепится  крышками  в  гнездах  упорных  кронштейнов  рамы  базовой машины.  Толкающая рама бульдозера устанавливается на съемных вкладышах 6  и стопорится пальцами 7 со штифтами 8 на цапфах балки.

После  проведенного  исследования основных  систематических неисправностей  выяснилось,  что наиболее  частой  поломкой  ПЗМ-2 является  разрушение деталей  крепления толкающей  рамы  к  раме  трактора  Т-155К.  Основным  видом  работы  является разработка  грунта  в  выемках  с перемещением  его  в  насыпи, полунасыпи и в отвал, т.е. поперек направления  дороги,  а, следовательно,  и  основному движению  бульдозера, с периодическим  изменением  этого направления до 180°. 

Основными недостатками  данной  конструкции  являются:  при работе отвалом рабочее сопротивление приходится  непосредственно  на шарниры  поперечной  балки,  что вызывает увеличение трения в шарнирах  и  деформацию  короба балки. Так же при не выключенной передней подвеске возникает дополнительная нагрузка на  соединение между  толкающей  рамой и поперечной  балкой.  При  наезде  на препятствие ударная  нагрузка  способна  привести к  скручиванию  балки,  разрушению  вкладышей  и  изгибу торцевых наконечников балки.

Рисунок 2. Бульдозерное оборудование  ПЗМ-2

Зачастую  при  эксплуатации  ПЗМ-2  механик-водитель  не  знает                  о  механизме выключения передней подвески из-за недостаточной обученности, либо в  целях  экономии  времени не применяет на  практике  и пренебрегает требованиями по эксплуатации бульдозерного оборудования, повышая риск преждевременного выхода из строя землеройной машины.

Устройство  выключения    (блокировки)  передней подвески  машины  предназначено  для обеспечения жесткого  соединения  переднего  моста  с  рамой  при производстве работ отвалом.  Работа  отвалом  обязательно  проводится  при выключенной передней подвеске, на первой-пониженной передаче. 

Надежность работы бульдозерного оборудования землеройной  машины  ПЗМ-2 достигается при правильном использовании,  своевременном и качественном  обслуживании.

Поперечная балка изготовлена из бруса полого сечения, а на концах балки имеются шарниры для  соединения с толкающей рамой и отвалом. Эти шарниры  подвержены наибольшему  износу  в  процессе  эксплуатации.        

При  резких  динамических  ударах  о  твердый грунт (камни, металлические предметы) короб балки может подвергаться значительной деформации и изломам. Следует иметь ввиду, что работа на плотном грунте  с  принудительным  заглублением  отвала  может  привести к  повышению  нагрузки  на  поперечную балку. 

Использование  механизма  выключения  передней  подвески  для  эксплуатации бульдозерного  оборудования  ПЗМ-2  позволит  снизить  нагрузки  на шарниры  сочленения  толкающей  рамы  бульдозера  с  рамой  тягача.  В  результате повысится  качество  производства  работ                                и  увеличится  межремонтный  период. 

Повышение  качества рабочих элементов землеройных машин,                                их ремонтопригодности и долговечности способствует увеличению производительности работ на всех стадиях разработки грунта. Ключевое значение при этом имеет повышение  износостойкости  рабочих  элементов конструкций,  взаимодействующих  с  грунтом.  Такие задачи  решаются  путём  совершенствования  конструкций  машин,  применением  высококачественных материалов и новых технологических решений.   

Перспективным направлением  в  развитии  и  совершенствовании  агрегатов машин  в  настоящее  время  является  введение  адаптивных  механических  систем, способных  автоматически  регулировать  изменение  технологических  режимов работы рабочего органа землеройных машин;  увеличение  надежности  и  долговечности элементов  машин без применения дорогостоящих высококачественных материалов;  уменьшение габаритных размеров  и  массы  конструкций  и механизмов;  снижение  рабочего времени  на  техническое обслуживание и ремонт.

Данные меры позволят повысить эффективность                                                 и производительность бульдозера ПЗМ-2 при производстве  работ.

Список литературы:

  1. Силаев Г.В. Тракторы и автомобили с основами технической механики: Учебное пособие. Для студентов специальности 2604.00 «Лесное хозяйство». - М.: МГУЛ, 2001. - 347 с.: ил.
  2. Мельников Д.И. М48 Тракторы. М.: Колос, 1981. - 336 с., ил. - (Учебники и учеб. пособия для с.-х. техникумов).
  3. Гуревич А.М. Тракторы и автомобили. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Колос, 1983. - 336 с., ил. - (Учебники и учеб. пособия для высш. с.-х. учеб. заведений).
  4. Трелевочный трактор ТДТ_55А и его модификации: Т66 Учебное пособие/И.К. Емельянов, Е.М. Крашенинников, А.А. Бойда и др. - М.: Лесн. пром-сть, 1981. - 296 с., ил. В пер.: 75 к. 24000 экз.
  5. С. Петров. Ремонт сельскохозяйственных машин / С. Петров, С. Бисноватый. - М.: Мир, 2013. - 303 c.
  6. Антонов А.С. “Армейские гусеничные машины”, часть 2, 1964 г.
  7. Мельник С.В., Расщупкин В.П., Громовик А.И., Голощапов Г.А. М 47 Научные основы обеспечения надежности и долговечности ходовых систем гусеничных машин: монография. – Омск: СибАДИ, 2009.– 91 с.