МОТИВАЦИЯ УСПЕХА У ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ

MOTIVATION FOR SUCCESS IN FOURTH GRADERS WITH DIFFERENT LEVELS OF SELF-ESTEEM

Важным моментом в развитии в младшего школьного возраста имеет побуждение и максимальное использование мотивации достижения в учебной, трудовой и других сферах деятельности. Мотивация достижения изучалась многими авторами как отечественными (М. В. Кондратьева, М. В. Матюхина, В. А. Кручинин и др.), так и зарубежными (Г. Мюррей, Д. Аткинсон, Д. Макклелланд и др.). Они говорят о том, что мотив есть высшая форма побуждения и регуляции деятельности, взаимодействия человека с окружающей средой. Так как ключевым моментом развития любого индивида проявляется в его стремлении достигнуть то, в чём он нуждается. Для достижения своей цели необходимо быть заинтересованным в ней, движущей силой является его мотив. Совокупность мотивов определяется как мотивация. Одним из видов мотивации, определяющих творческое, инициативное отношение человека к делу является мотивация достижения, которая направлена на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности и ориентирована на достижение некоторого результата [1].

Широкие образовательные взгляды на развитие в обучении воплощают новые личностно ориентированные модели обучения, главной целью является развитие личности ученика, его потребностей, ценностей, мотивов и обеспечение перспектив самореализации.

Так одной из центральных тем, находящихся в фокусе пристального внимания отечественных и зарубежных научных сообществ на современном этапе является изучение взаимосвязи мотивации достижений  и личной самооценки, как важных аспектов структуры личности.

Исследованиями в данной области занимались такие авторы как Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Б. Вайнер К. Двек, Д. Аткинсон, Д. Макклелланд. [2, с.201].

Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития мотивации достижения. Личность младших школьников развивается в ведущей для данного возраста деятельности – учебной, и именно в этом возрасте поведение, ориентированное на достижение, становится для школьников актуальным [3].

М. В. Матюхина указывает, что мотивация достижения в младшем школьном возрасте нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха – желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. При этом у младших школьников может развиваться и мотивация избегания неудачи, которая проявляется в стремлении избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, – недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.) [4].

При анализе формирования мотивов к достижению успеха в младшем школьном возрасте, необходимо отметить, что это постепенно становится устойчивой чертой личности. При определении особенностей становления личности младшего школьника необходимо выявить исследования таких авторов как Д. Аткинсон, Д. Макклелланд и др. По их мнению, мотивация представляет собой такие аспекты, от которых зависят такие особенности личности как судьба и положение человека в обществе.

Мотивация достижений – это один из видов мотивации деятельности, связанный с потребностью человека в успехе и избегании неудачи. Понятие «мотивация к достижению» было впервые подчеркнуто Г. Мюрреем в 1930-х годах. Мотивация достижения – успеха представляет собой определенную направленность внутренних побуждений мотивов и деятельности. По мнению, Б.Г. Ананьева, мотивация к достижению представляет собой желание увеличения или сохранения высоких способностей человека в рамках определенного уровня успешности. Мотивация как явление представляет собой возможность достижения таких результатов как успеха или неудачи [5, c. 56].

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она регулирует деятельность, способствует саморазвитию, от особенностей самооценки зависит уровень притязаний, активность личности. Среди наиболее синзитивных стадий онтогенеза для детского развития, развития самооценки ребенка значится младший школьный возраст (Л.И. Божович, М.И. Лисина, Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский). Формирование самооценки в онтогенезе отражено в работах Л.И. Божович, автор отмечает, что на протяжении раннего и дошкольного детства происходит формирование самооценки под влиянием значимых взрослых, особенно родителей [6].

Специфика формирования мотивов у учащихся на 4 году обучения в школе фиксируется в формирование определенной мотивационно-потребностной сферы, а также потребностей младшего школьника, которые зависят от оценки достижений ребенка со стороны референтной группы и значимых взрослых. Формирование мотивов достижения успехов становится устойчивой личностной чертой. А такие особенности как сравнение себя, своих успехов, достижений и неудач с другими детьми создает у четвероклассника определенную самооценку. Самооценка младших школьников в существенно большей мере, нежели у взрослого человека, может поддаваться изменению и воздействию.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что сформированность мотивации достижения успеха непосредственно связана с самооценкой, так как она является регулятором поведения и деятельности в разных сферах жизни.

Так же, основными факторами, влияющими на формирование позитивной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются: содержание образовательного материала; организация учебной деятельности; коллективные формы учебной деятельности; оценка учебной деятельности; стиль педагогической деятельности учителя [7].

Все вышеперечисленные факторы формируют позитивную или негативную мотивацию. Мы можем сделать вывод о том, что при формировании мотивации и самооценки в младшем школьном возрасте во многом определяются с точки зрения формирования оценочной системы, построения заданий, а также определенный стиль деятельности.

Так основными педагогическими и психологическими факторами влияния на формирование адекватной самооценки и мотивации успеха у четвероклассников способствует соблюдение трех основных психолого-педагогических условий: формирование сознательной мотивации, включение детей в рефлексивную деятельность, а также взаимодействие всех субъектов образовательного процесса [8, c. 24].

С целью определения особенностей мотивация у четвероклассников с разным уровнем развития самооценки, было проведено исследование при помощи методики диагностики уровня самооценки и притязаний личности Т. Дембо-С.Л. Рубинштейн, методики «Мотивации успеха и неудачи» А.А. Реана.

С целью проверки гипотезы о наличии взаимосвязи между мотивацией достижений у четвероклассников и уровнем самооценки и притязаний была проведена статистическая обработка данных. Применялся критерий ранговой корреляции Ч.Спирмена.

На основании данных корреляционного анализа можно заключить, что выявлена достоверно значимая связь между мотивацией достижения (по методике А.А. Реана) и самооценкой учащихся 4 класса при р <0,01. Следовательно, чем более адекватна самооценка, тем выше уровень мотивации достижения у учащегося. Заниженная самооценка коррелируется с низким уровнем мотивации достижения.

Выявлена достоверно значимая связь между мотивацией достижения (по методике А.А. Реана) и уровнем притязаний учащихся 4 класса при р <0,01. Следовательно, чем реалистичнее показатель притязаний, тем выше уровень мотивации достижения у учащегося. Заниженный уровень притязаний коррелируется с низким уровнем мотивации достижения.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что определенный уровень самооценки и уровня притязаний оказывает влияние на уровень мотивации достижений. Нами было установлено, что адекватный уровень самооценки и реалистичный уровень притязаний оказывает влияние на процесс формирования мотивации достижений.

 

 

Список использованных источников

  1. Мешков Н.  И.,  Яшкова  А.  Н.  Проблема  мотивации  в  психологической  науке/ Гуманитарные науки и образование – 2014 - №4(20) – с.50-54
  2. Абрамова Г.С. Возрастная психология /Г.С. Абрамова. – М.: Юрайт,2010. – 811 с.
  3. Артемьева Т. В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника. – Казань: Отечество, 2013. – 157 с.
  4. Матюхина М. В., Саблина Т. А. Некоторые аспекты развития мотивации достижения в младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические вопросы обучения и воспитания дошкольников и младших школьников. – Волгоград: ВГПУ, 1992. – С. 62-73.
  5. Абрамова В.Н. Влияние характера мотивации на когнитивный и операциональный компоненты деятельности / В.Н. Абрамова // Вопросы психологии. – 2014. – № 3. – С. 21-32.
  6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2012. – 464 с.
  7. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте /А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
  8. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. – 2012. – №4.– С. 99-101.