ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

INVESTMENT PROCESSES IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Главная задача, которая стоит сейчас пред нашей страной - сделать качественным и устойчивым экономический рост, в том числе с учетом факторов внешних вызовов и рисков. Высокий темп экономического роста является базовым условием для повышения реальных доходов российских семей, создания новых рабочих мест, позитивных демографических изменений, успешного социального развития, которые необходимы России.  Основной задачей экономической повестки является запуск нового инвестиционного цикла, а также выход на ежегодные темпы прироста инвестиций не ниже 5, а лучше 5-7%

Степень социально-экономического развития регионов по стране сильно отличается,  и между ними настолько большой разброс в уровнях инвестиционного развития, текущей инвестиционной активности  и в инвестиционном потенциале, что реально запустить новый цикл представляется возможным только в передовых регионах. Поэтому, велика вероятность, что разрывы между регионами увеличатся.

Говоря о Республике Дагестан, следует отметить, что проблема отсутствия крупных частных инвестиций намного глубже: например, характеристики фундаментальных параметров крайне деформированной и отсталой, неэффективной дагестанской экономики пока не способны притягивать крупные инвестиции. По этой причине критически важным становится наличие соответствующей стратегии развития и плана системных реформ экономики, а также инвестиционной стратегии, конкретных планов и проектов в Республике Дагестан, которые могут быть предложены к реализации при диалоге и взаимодействии с федеральным центром.     Республика Дагестан, как и любая социально-экономическая система, является уникальным регионом с присущими только ему качественными характеристиками и свойствами.

По мнению ряда авторов, в силу наличия совокупности экономических, рекреационных и социально-культурных факторов, она входит в число наиболее экономически перспективных регионов РФ и, соответственно, обладает мощнейшим потенциалом для внедрения и реализации масштабных инвестиционных проектов во многих   сферах экономики. Однако наличие благодатных условий и богатейших ресурсов не гарантирует отдачу от вложенных средств. В Дагестане низкий уровень управления проектами и низкая эффективность вложенных средств, не говоря уже об их возвратности.

Так инвестиции в туристическую отрасль, имеющую огромный потенциал, пока не привели к массовому приезду туристов. Многие отрасли АПК Дагестана, не смотря на достаточные  бюджетные вливания в отрасль, недостаточно развиты.   Так в овцеводстве идет существенный рост экспорта с одновременным понижением поголовья. Племенное овцеводство на грани исчезновения пород: нет существенного влияния на воспроизводство пород в отрасли.

Виноградовиноконьячная отрасль – системообразующая для Дагестана, с огромным неиспользованным потенциалом роста, фактически никак не проектируется, не развивается и продолжает терять позиции на международном уровне. Идет экстенсивное развитие за счет увеличения площади виноградников. Плодоовощеконсервная отрасль Дагестана – отсталая и малопродуктивная, несмотря на помощь государства.

Что касается развития промышленного сектора, несмотря на все проблемы и спад в последние годы, производственные проекты в республике реализуются. Немало специально созданных для проектного развития промышленных площадок: инвестиционные площадки, индустриальные парки, ТОР, бизнес- инкубаторы. В этой отрасли присутствуют проблемы другого порядка: нет промышленных предприятий, имеющих долгосрочные индустриальные или инновационные стратегии. Крупные проекты, реализуемые с 2012-2017 годов, никак не могут выйти на производственную стадию.  Практически нет промышленных предприятий, имеющих монопродуктовые стратегии, занимающих лучшие позиции на рынке, удерживающих значимые доли профильных рынков. Попытки наладить в Дагестане производство сложных изделий, будь то автомобиль или самолет, закончились ничем – рынки и продукты меняются с такой скоростью, что и технологии, и планируемые продукты морально устаревают.

Рыбопромышленный комплекс находится на стадии восстановления. Принято решение направить средства федерального гранта  на обустройство инвестиционной площадки для предприятий по переработке кильки.

 В энергетической отрасли происходят изменения. Если раньше рассматривали только гидроэнергетический кластер, то теперь, преимущественно возобновляемые источники энергии.

Все потенциальные точки роста в тех или иных программах, проектах, отражены в Стратегии-2035 Республики Дагестан.

В республике есть территории, имеющие достаточный потенциал развития, от которых в будущем можно ожидать существенные результаты.

Достаточный потенциал имеют зоны территориального развития – на первой стадии, Махачкалинская и Дербентская. Махачкалинская ЗТР в составе городов Махачкала, Каспийск, Кумторкалинского, Карабудахкентского районов на базе создаваемой Махачкалинско-Каспийской агломерации, транспортно-логистического хаба, инновационно-образовательного хаба и кластеров малых предприятий. Но для махачкалинской зоны, кроме как наведения порядка, необходимы новые решения: миллионный город не может функционировать без документов стратегического планирования, проектных решений и инвестиций.

Дербентская ЗТР в составе городов Дербент, Дагестанские Огни, Дербентского, С-Стальского, Магарамкентского, Докузпаринского, Ахтынского, Рутульского районов, на базе изменений в Дербенте, природных и исторических памятников региона, организации нацпарка «Самурский», реализации проекта Самурского энергетического кластера, известных альпинистских маршрутов федерального и международного значения около с. Куруш, бальнеологических источников (с.Касумкент, с. Ахты), розлива минеральной воды («Рычал-су», «Ахты» и др.), активизации приграничного сотрудничества. Все стратегические решения, принятые в Дагестане за 2019 год, приняты именно по развитию южной зоны республики: реализация мастер плана Дербента, создание Самурского энергетического кластера, образование национального парка «Самурский».

В тактическом плане, целесообразны комплексные планы развития территорий, которые могут быть градообразующими или рекреационными. Первый в Дагестане градообразующий комплексный план развития территории утвержден для Дербента. Второй, на площади 868 га, разработан для Махачкалы. В настоящее время документ представлен в администрацию Махачкалы и правительство Дагестана, вышел на стадию формирования «дорожной карты» реализации, мастер плана и бизнес планирования.

Комплексные планы интересны тем, что реализуются комплексный подход к освоению территории и кластерный подход к реализации проектов. Правительство Дагестана поддерживает создание на таких территориях инвестиционных площадок, индустриальных парков, агропарков, предлагая ряд преференций и софинансирование инфраструктурного плана территории.

В разрезе муниципалитетов: в Унцукульском районе принято решение о разработке программы развития туристско-рекреационного комплекса и народных художественных промыслов. Проявляются несколько территорий, по которым могут быть разработаны рекреационные комплексные планы развития: начало Сулакского каньона, Ирганайское водохранилище, территория Унцукульского художественного комбината, местность в окрестностях с.Ашильта для горного курорта и одно из самых памятных в Дагестане мест – Ахульго. Желательно, чтобы каждая такая площадка имела полноценную туристическую базу.

На сегодняшний день Дагестану необходимо не только снижать уровень рисков, но и обязательно обеспечить безопасность привлекаемых инвестиций, поскольку именно высокие риски подталкивают инвесторов к гонке высоких прибылей с целью быстрого возврата вложенных средств, для чего приходится завышать цены и уходить от налогов. Эту проблему можно разрешить только в случае обеспечения законности, правовой защиты собственности, безопасности капитала, мотивации инвесторов сегодня и на долгосрочный период.

Прежде всего, должна быть высокого порядка государственная экономическая политика, решена проблема реализации факторов экономической динамики республики и достижения высоких темпов роста экономики. Государственная экономическая политика не должна быть сведена только к фискальной, хотя  она очень важна для формирования доходной части бюджета, с ней параллельно  должны развиваться промышленная, аграрная, финансовая и инвестиционная политики.  Проблема экономического роста Дагестана в низком уровне инвестиций, чтобы вовлечь, задействовать в экономике критическую массу ресурсов для взрывного роста и в размере совокупного богатства, увеличение которого достигается через увеличение доходов населения.

Несмотря на сложную санитарно-эпидемиологическую обстановку, реализация проектов не останавливается, и строительные работы идут активными темпами и в 2020 г.

 Так, на площадке ООО «Каспийский завод стекловолокна» (производство стекловолокна и изделий из него) ведутся строительно-монтажные работы. Завершение первого этапа реализации проекта планируется до конца текущего года.

 Идет строительство завода по производству и переработке полиэтилена. Проводятся строительно-монтажные работы, приобретено оборудование. Завершение реализации проекта планируется в текущем году. В настоящее на объектах трудятся 68 человек.

 В ходе реализации проекта «Техническое перевооружение и расширение заготовительного производства АО «Завод им. Гаджиева» проводится ведется монтаж оборудования и строительство подсобных помещений второго корпуса литейного производства, заложен фундамент кузнечно-прессового цеха, идет строительство склада. В настоящее время на стройплощадке склада трудятся 12 строителей. Еще 10 работников предприятия работают в уже действующем литейном цеху на участке вакуумно-пленочного формавания.

 Также продолжается реализация проекта ООО «Экотар» по производству гофрокартона и изделий из него, расположенного на прилегающей к инвестплощадке территории. Здесь ведутся подготовительные работы, разработана проектно-сметная документация. В настоящее время на стройплощадке работают 19 человек. Реализация проекта планируется в течение текущего года.

Продолжение работы в сложных условиях, не останавливая строительный процесс, позволит ввести объекты, не отступая от графика, и обеспечить создание новых рабочих мест, что особенно важно в нынешних условиях.

Список использованной литературы

  1. Инвестиционная стратегия республики Дагестан до 2025 года. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/430600045
  2. Реестр инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации в приоритетных направлениях экономики Республики Дагестан. . // [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://pandia.ru/text/78/449/8740.php

Spisok ispol'zovannoj literatury

  1. Investicionnaya strategiya respubliki Dagestan do 2025 goda. // [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/430600045
  2. Reestr investicionnyh proektov, realizuemyh i planiruemyh k realizacii v prioritetnyh napravleniyah ekonomiki Respubliki Dagestan. . // [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://pandia.ru/text/78/449/8740.php