ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-3 КЛАССОВ ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

В современном мире важный навык для каждого человека – умение учиться. И если детям без различных отклонения это дается достаточно легко, то для детей с умственной отсталостью обучение представляется существенной проблемой.

"По данным Росстата, общая численность детей с инвалидностью в России неуклонно увеличивается. Так, если в 2016 году она составляла 617 тыс. человек, в 2017 году она равнялась 636 тыс. детей, в 2018 году - 651 тыс. детей, а к 1 января 2019 года - 670 тыс. детей", - отмечается в распространенном сообщении[1].

Умственная отсталость является инвалидность, характеристиками которой являются значительные интеллектуальные ограничения. Данные ограничения проявляются в адаптивном поведении и выражаются в концептуальные, социальные и практических навыках[2]. Интеллект определяется как генетически, так и экологически.

Когда-то это определение было почти полностью сосредоточено на познании, теперь оно включает в себя как компонент, относящийся к психическому функционированию, так и компонент, относящийся к функциональным навыкам индивидуумов в их окружении.

Согласно А. Ф. Тредголду[3], «это состояние неполного умственного развития такого рода и степени, что индивид не способен приспособиться к нормальному окружению своего собрата таким образом, чтобы поддерживать существование независимо от надзора, контроля или внешней поддержки».

ВОЗ (1954) определила его как «неполное или недостаточное общее развитие умственных способностей». Американская ассоциация умственной отсталости называет «умственную отсталость значительно ниже среднего уровня общего интеллектуального функционирования, существующего в настоящее время с дефицитом адаптивного поведения и проявляющегося в период развития».

Умственная отсталость (УМР) - это генерализованное расстройство, возникающее до наступления совершеннолетия, характеризующееся значительным нарушением когнитивных функций и дефицитом двух или более адаптивных форм поведения.

Умственная отсталость является существенным ограничением в когнитивном функционировании индивида и его повседневном адаптивном поведении. Обучающийся может иметь ограниченный язык или нарушенную речь и не может хорошо успевать в учебе. Они плохо успевают по стандартизированным тестам интеллекта. Ежедневные задачи, которые большинство людей принимают как должное, такие как одевание или еда возможны, но они также могут занять больше времени и усилий, чем обычно. Здоровье и безопасность иногда могут быть проблемой (например, знание, безопасно ли переходить улицу).

Дети с умственной отсталостью сталкиваются со многими биопсихосоциальными проблемами. Исследование, проведенное в работе Р. Шалока, Р. Люкассона, К Шогрена[4], выявило психосоциальные проблемы, с которыми сталкиваются эти группы населения. Это разочарование, чувство стыда и вины, социальная изоляция, неравное обращение, вина, стереотипы, стигматизация и дискриминация. Кроме того, умственно отсталые учащиеся чувствительны к отвержению и легко страдают от поддразнивания или насмешек.

Умственная отсталость оказывает существенное влияние на жизнь ребенка и его способности. Младшие школьники с легкой умственной отсталостью хуже справляются с процессом обучения и социализации. Вместе с тем, если не наблюдается серьезных отклонения, то для детей с подобным диагнозом обучение в «нормальном» режиме будет скорее полезным, чем нет.

Поэтому умение учиться и формирование этого навыка – важный аспект жизни каждого школьника, в том числе и с умственной отсталостью.

В исследовании мы опирались на следующую нормативно-правовую базу:

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.[5]
  2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)[6].

Формирование умения учиться – важный аспект у обучающихся младшего школьного возраста. Этим вопросом занимались многие педагоги и психологи: С. Л. Рубинштейн, Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, и др. Которые сделали вывод: умение учиться подразумевает овладение обобщенными способами действий (общеучебными умениями), которые обеспечивают самостоятельное и эффективное выполнение учебной деятельности.

В связи с введением Стандарта, базовые учебные действия – это результаты, на формирование которых будет направлена основная работа педагога. В АООП базовые учебные действия характеризуются как навыки, которые необходимо закладывать во внеурочной деятельности и на учебных предметах. Овладение БУД дает возможность обучающимся усвоить новые знания самостоятельно, с учетом требований Стандарта[7].

Формирование личности в системе образования обеспечивается через формирование базовых учебных действий (БУД) и универсальных учебных действий (УУД).

Формирование базовых учебных действий обучающихся происходит в процессе всего школьного обучения и определяется требованиями Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП[8].

Формирование БУД обеспечивает сформированность знаний, умений, навыков, овладение обучающимися содержанием образования, что указано в ФГОС обучающихся с умственной отсталостью.

Базовые учебные действия – мельчайшие, необходимые единицы учебной и внеурочной деятельности, которые обеспечивают становление учебной деятельности обучающегося в основных ее компонентах: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.

При этом следует учитывать, что формирование базовых учебных действий происходит на всех ступенях школьного обучения, а так же реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.

К составу базовых учебный действий относятся:

  1. Личностные базовые навыки, которые отвечают за готовность ученика к обучению, понимаю его нового социального статуса и ролевых функций. Также этот навык должен отвечать за вовлечение ребенка в процесс обучения на основе содержания этого обучения и его организации.
  2. Коммуникативные учебные действия направлены на формирование коммуникативных умений в процессе обучения для беспроблемного общения со взрослыми и сверстниками.
  3. Регулятивные учебные действия способствуют формированию и развитию навыка начальных логических операций. Помогают ученикам освоиться и адаптироваться к процессу обучения, отвечают за процесс работы на уроке и на любом этапе обучения.
  4. Познавательные учебные действия представляют собой комплекс начальных логических операций, необходимых для усвоения и применения полученных знаний и умений в разнообразных условиях. Познавательные учебные действия способствуют формированию и развитию логического мышления учащихся.

Сегодня в России учащиеся с отставанием в умственном развитии составляют самую многочисленную группу среди учащихся с ограниченными возможностями здоровья, введенную в систему инклюзивного образования в российских школах. Психолого-педагогическое определение, характеризующее случаи замедленного умственного развития и относительно устойчивого состояния незрелости эмоционально-волевых сфер и интеллектуальной недееспособности, не достигающих психических отклонений. В целом, данное состояние характеризуется гетерохронизмом признаков отклонений и значительными различиями в интенсивности и прогнозе эффектов. Психическая отсталость часто осложняется различными легкими, но часто стойкими нейропсихическими расстройствами (астеническими, церебрально-астеническими, невротическими, неврозоподобными и другими), которые нарушают интеллектуальную работоспособность ребенка.

Таким образом, базовые учебные действия, обеспечивают, с одной стороны, гарантируют успешное начало школьного обучения и осмысленный подход к обучению, с другой – оформляют базу развития на старших этапах обучения наиболее трудных операций, которые способствуют последующему становлению обучающегося равно как субъекта сознательной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

 

Список литературы

 

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) [Электронный ресурс] – режим доступа: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/
  2. Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования умственно отсталых обучающихся [Текст] / М-во образования и науки РФ. – М. : Просвещение, 2017. – 364 с.
  3. Число детей с инвалидностью в России выросло до 670 тыс. в 2019 году [Электронный ресурс] – режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/6606985
  4. Aslam, Z. and Aslam, K., Hashmi,N., Batool,Z., &Aslam,T.(2011). Socio-Psychological Problems and Needs of Mentally Retarded Children In Districts Faisalabad And Islamabad, Pakistan;Department of Rural Sociology, University of Agriculture, Faisalabad
  5. Schalock, R., Luckasson, R., Shogren, K. Intellectual and Developmental Disabilities. – 2007. – Vol.45, No. 2
  6. Tredgold, A. F. London: Baillière, Tindall & Cox, 1937. Sixth edition.

 

 

 

 

 

 

List of references

 

  1. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 01.03.2020) [Jelektronnyj resurs] – rezhim dostupa: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/
  2. Primernaja adaptirovannaja osnovnaja obrazovatel'naja programma obshhego obrazovanija umstvenno otstalyh obuchajushhihsja [Tekst] / M-vo obrazovanija i nauki RF. – M. : Prosveshhenie, 2017. – 364 s.
  3. Chislo detej s invalidnost'ju v Rossii vyroslo do 670 tys. v 2019 godu [Jelektronnyj resurs] – rezhim dostupa: https://tass.ru/obschestvo/6606985
  4. Aslam, Z. and Aslam, K., Hashmi,N., Batool,Z., &Aslam,T.(2011). Socio-Psychological Problems and Needs of Mentally Retarded Children In Districts Faisalabad And Islamabad, Pakistan;Department of Rural Sociology, University of Agriculture, Faisalabad
  5. Schalock, R., Luckasson, R., Shogren, K. Intellectual and Developmental Disabilities. – 2007. – Vol.45, No. 2
  6. Tredgold, A. F. London: Baillière, Tindall & Cox, 1937. Sixth edition.

 

[1] Число детей с инвалидностью в России выросло до 670 тыс. в 2019 году https://tass.ru/obschestvo/6606985

[2] Schalock, R., Luckasson, R., Shogren, K. Intellectual and Developmental Disabilities. – 2007. – Vol.45, No. 2

[3] Tredgold, A. F. London: Baillière, Tindall & Cox, 1937. Sixth edition.

[4] Schalock, R., Luckasson, R., Shogren, K. Intellectual and Developmental Disabilities. – 2007. – Vol.45, No. 2

[5] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/

[6] Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) https://obrazovanie-wad.edusite.ru/DswMedia/1-i-2-variantyi-aoop-uo-11-dekabrya-2015.pdf

[7] Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования умственно отсталых обучающихся [Текст] / М-во образования и науки РФ. – М. : Просвещение, 2017. – 364 с.

[8] Aslam, Z. and Aslam, K., Hashmi,N., Batool,Z., &Aslam,T.(2011). Socio-Psychological Problems and Needs of Mentally Retarded Children In Districts Faisalabad And Islamabad, Pakistan;Department of Rural Sociology, University of Agriculture, Faisalabad