ГАРАНТИИ ГРАЖДАН ПРИ ПРИЗНАНИИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ НЕПРИГОДНЫМ

В настоящее время одной из проблем в Российской Федерации является большое количество аварийного жилья. При этом государство с помощью различных инструментов пытается сократить численные показатели непригодного и аварийного жилья. Однако в определенных ситуациях возникают проблемы реализации законных прав граждан. В связи с этим необходимо проанализировать существующие гарантии прав граждан при признании жилого помещения непригодным с целью формирования выводов об их эффективности и перспективах развития.

Прежде всего необходимо определить, что представляют собой гарантии. Законодательная дефиниция отсутствует, однако в юридической литературе существуют различные подходы к данному понятию. По мнению Мецгер А.А. под гарантиями следует понимать систему взаимосвязанных объективно сложившихся факторов, а также различных мер, направленных на реализацию законных прав и интересов граждан, включая их охрану. [6] Схожее определение дает Л.А. Нудненко: гарантии – совокупность условий, приемов и средств, которые позволяют обеспечивать фактическую реализацию, а также охрану прав и свобод человека и гражданина. [7]Оба ученых сходятся в том, что гарантии непосредственно связаны с реализацией гражданами своих прав и законных интересов, а также их охраной со стороны государства. Поэтому можно сформулировать следующее определение: под гарантиями следует понимать систему взаимосвязанных условий, средств и приемов, осуществляемых в процессе реализации гражданами своих законных прав и свобод, и в процессе их охраны со стороны государства.

Гарантии можно условно разделить на две большие группы в зависимости от правовой регламентации. К первой группе относятся гарантии, возникающие у граждан, жилые помещения которых включены в адресную программу по переселению из аварийного жилищного фонда. Данная группа регламентируется Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», а также Жилищным кодексом РФ. И вторая группа, в которую соответственно входят жилые помещения, не включённые в программу, но также признанные аварийными и подлежащими сносу. Данная группа регламентируется ст. 32 Жилищного кодекса РФ. [2]Такая позиция закреплена в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. [5]

Одной из ключевых гарантий граждан при признании жилого помещения непригодным является переселение из аварийного жилищного фонда. В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185–ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» гражданам предоставляется жилое помещение в границах соответствующего населенного пункта, как правило по месту жительства. Однако законодатель в данной статье предусматривает возможность при наличии письменного согласия переселяемого гражданина, предоставлять жилое помещение, находящееся в границах другого населенного пункта, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. [4]При этом гражданам предоставляется выплата возмещения за изымаемое жилое помещение. Порядок определения размера выплаты установлен законодателем в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ. Данная гарантия позволяет соблюдать право граждан на жилище, закрепленное в п. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации. [1]

Иная гарантия предоставляется гражданам, жилое помещение которых не включено в адресную программу. В данном случае жилое помещение изымается вместе с земельным участком в порядке ст. 32 Жилищного кодекса РФ. Законодатель в данном случае не гарантирует предоставления иного жилого помещения взамен изымаемого, в первую очередь речь идет о предоставлении возмещения. Однако в ч. 8 данной статьи предусмотрена возможность заключения соглашения между собственником и органом, изымающим помещение, по которому допускается предоставление иного жилого помещения. При этом осуществляется зачет его стоимости с целью определения размера возмещения, предоставляемого за изымаемое помещение. Законодатель не говорит об обязанности предоставления жилого помещения в рассматриваемом случае, схожей позиции придерживается Верховный Суд России в упомянутом ранее обзоре. Позиция состоит в следующем: так как в ст. 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрена выплата выкупной цены за жилое помещение, суд не имеет права обязывать органы государственной власти, а также органы местного самоуправления предоставлять жилье собственнику изымаемого помещения.

Относительно недавно в ст. 32 Жилищного кодекса РФ была добавлена новая гарантия для граждан. Часть 8.1. рассматриваемой статьи была введена Федеральным законом от 27.12.2019 № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» и предусматривает право органов государственной власти субъекта России устанавливать различного рода дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями для их собственников при признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.[3] Однако законодатель также предусмотрел условие осуществления данной гарантии – у собственников должны отсутствовать иные жилые помещения, которые являются пригодными для проживания, на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Однако не только новая гарантия была введена Федеральным законом № 473-ФЗ, но и одновременно добавлено ограничение гарантий, предусмотренных частями 8 и 8.1 статьи 32 Жилищного кодекса РФ. Ограничение закреплено в ч. 8.2, согласно которой на граждан, которые приобретают жилые помещения в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, не распространяются ч. 8 и 8.1. В данном случае за гражданами остается только право на выплату возмещения. Исключением из данного правила является приобретение жилого помещения в порядке наследования. Данное нововведение позволяет сократить злоупотребление правами со стороны граждан.

Анализ законодательства и судебной практики позволяет сделать вывод о том, что существует различный подход к порядку определения применяемых гарантий, при этом ключевым фактором является региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Такой подход с одной стороны объясняется тем, что в бюджет закладываются определенные расходы на переселение граждан из аварийных домов, и поэтому предоставление жилого помещения в случае, если дом не включен в адресную программу, может осуществляться только при наличии соглашения между собственником и уполномоченным органом. В данном случае необходимо наличие возможности у органа. С другой стороны, при признании жилого помещения непригодным, а дома аварийным, земельный участок подлежит изъятию, а собственнику надлежит выплатить возмещение, поэтому можно говорить о том, что, возможно, будет целесообразнее видоизменить норму о предоставлении жилого помещения закрепленную в части 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ. Такое видоизменение может уравнять группы гарантий. Норму можно изложить следующим образом: При наличии письменного согласия собственника жилого помещения иное жилое помещение, взамен изымаемого ему может быть предоставлено, только при наличии такой возможности у органа, принявшего решение об изъятии. Предоставление жилого помещения осуществляется с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Использованные источники

1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2) Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 06.02.2020) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 14.

3) Федеральный закон от 21.07.2007 № 185 –ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О Фонде социального содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 30. Ст. 3799.

4) Федеральный закон от 27.12.2019 № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» // Собрание законодательства РФ. 2019. № 52 (часть I). Ст. 7791.

5) Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2014. № 7.

6) Мецгер А.А. Понятие гарантий прав граждан в юридической науке // Образование и право. 2019. № 12. С 23.

7) Нудненко Л.А. Конституционные права и свободы личности в России // Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс». 2009. С. 63.