ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

FORMATION OF GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCIES IN MATHEMATICS FOR BACHELORS OF PRESCHOOL AND PRIMARY EDUCATION

Определимся с понятием профессиональные компетенции. Нас интересует формирование компетенций в процессе обучения бакалавров по профилю Дошкольное и начальное образование. Под компетенциями понимают знания, умения, навыки, мотивы и др. свойства личности (Мальцева К. )

Профессиональные компетенции описывают специальные знания, умения и навыки, необходимые для выполнения функциональных задач работниками конкретной профессии, и отвечают на вопрос: «Что бакалавр  должен знать и уметь для решения  профессиональных задач»

Благодаря профессиональным компетенциям,  бакалавры понимают, что именно они должны знать и уметь для выполнения своей будущей работы. Для этого сначала надо определить необходимый перечень компетенций, условия оценки результатов их формирования. Реализация компетенстного подхода в образовании бакалавров позволит приблизить их подготовку к профессиональной модели.

Назовем примерные требования для формирования профессиональных компетенций в курсе математики.

Необходимо знать:

  • Теоретические основы математических понятий множества, отношение, число, величина. Они составляют основное содержание начального курса математики. Они составляют теоретическую основу для формирования элементарных математических понятий дошкольников.

Уметь:

  • Решать разнообразные теоретические и практические задачи

 

Иметь практический опыт:

- Уметь использовать эти понятия при изучении методики формирования элементарных математических понятий дошкольников, при изучении методики преподавания математики в начальной школе.

Процесс изучения дисциплины Математика направлен на формирование следующих компетенций обучающегося:    

ОПК -5 Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в  обучении.

ОПК-8 Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний.

 Конечным результатом освоения дисциплины (модуля) являются сформированные когнитивные дескрипторы «знать», «уметь», «иметь практический опыт», расписанные по компетенциям. Формирование дескрипторов происходит в течение семестра по этапам в рамках контактной работы, включающей различные виды занятий и самостоятельной работы, с применением различных форм и методов обучения (таблица 1).

Предлагаем рассмотреть формирование названных компетенций на примере модуля: «Элементы теории множеств».

Таблица 1

Формирование компетенций в процессе изучения дисциплины (модуля)

Код компетенции

Индикаторы достижения и уровень освоения

Дескрипторы компетенций (результаты обучения, показатели достижения результата обучения, которые обучающийся может продемонстрировать)

Виды учебных занятий, работы1, формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенций2

Контролируемые разделы и темы дисциплины (модуля)3

Оценочные материалы (оценочные средства), используемые для оценки уровня сформированности компетенций

Критерии оценивания компетенций4

 

 

 

 

 

 

ОПК-5

ОПК-8

Знать (из п. 3 формы Ф СВГУ «ОПОП ФГОС 3++»)

Теоретические основы математических понятий множества, операции над множествами, свойства операций над множествами.

Лекции.

Модуль 1. Элементы теории множеств.

 

Практические задания.

 

Уровень 1

 

 

 

 

Компетенции не сформированы. Выполнены заданий менее 50%

Уровень 2

 

 

 

 

Пороговый уровень. Выполнено 50-60% заданий

Уровень 3

 

 

 

 

Повышенный уровень. Выполнено заданий 65-85%

Уровень 4

 

 

 

 

Высокий уровень. Выполнено заданий 85-100%

Уметь (из п. 3 формы Ф СВГУ «ОПОП ФГОС 3++»)

Решать разнообразные теоретические и практические задачи, с использованием понятий теории множеств

Практические занятия.

Модуль 1. Элементы теории множеств.

Модуль 2.

Элементы математической логики.

Практические задания.

 

Уровень 1

 

 

 

 

Аналогичны

Уровень 2

 

 

 

 

Аналогичны

Уровень 3

 

 

 

 

Аналогичны

Уровень 4

 

 

 

 

Аналогичн

Иметь практический опыт (из п. 3 формы Ф СВГУ «ОПОП ФГОС 3++»)

Выявление элементов теории множеств в начальном курсе математики

Практические занятия.

Модуль 1. Элементы теории множеств.

.

Практические задания.

 

Уровень 1

 

 

 

 

Аналогичны

Уровень 2

 

 

 

 

Аналогичны

Уровень 3

 

 

 

 

Аналогичны

 

Уровень4

 

 

 

 

Аналогичны

 

Учебный план предусматривает зачет. Зачет выставляется, если студент выполнил задания на 2 или 3 или 4 уровней. .Если выполнение заданий  соответствует 1 уровню ,низкому, то студент получает незачтено.

 Контрольные  задания для оценивания результатов первого модуля : Элементы теории множеств.

Задание 1. Проверьте справедливость коммутативного свойства объединения множеств:

А ={2; 4; 6; 8;10;12;14;16};

B ={1;3;5;7;9;11;13;15}.

Задание 2. Проверьте справедливость ассоциативного свойства объединения множеств. Сформулируйте характеристическое свойство элементов множеств D,E,F, их попарного объединения:

D ={2;4;6;8;10;12};

E ={1;5;8;11;14;17};

F ={4;9;14;19;24;29}.

Задание 3. Проверьте справедливость ассоциативного свойства пересечения множеств. Сформулируйте характеристическое свойство элементов множеств:

D ={m;n;k;l};

E ={n;k;l;t;e};

F ={k;l;e;x;y;z}.

Задание 4. Даны множества А={m;k;l;t;d}; B={x;y;z}. Найдите А×В, В×А. Выполняется ли коммутативное свойство декартового произведения множеств?

Задание5. Проверьте справедливость ассоциативного свойства объединения множеств. Сформулируйте характеристическое свойство элементов множеств А,В,С, их попарного объединения:

А={3;7;11;15;19;23};

В={2;5;8;11;14;17};

С={1;3;5;7;9;11}.

Задание 6 Проверьте справедливость ассоциативного свойства пересечения множеств. Сформулируйте характеристическое свойство элементов множеств:

А={1;2;3;4;5;7};

В={4;5;6;7;8;9;10};

С={4;6;8;10;12;14;16}.

Задание7.   Проверьте справедливость свойств АU(B∩C)=(AUB)∩(AUC); A∩(BUC)=(A∩B)U(A∩C), если

А= {1;2;3;4;5;6;7;8;9;10}

B= {3;5;7;9;11;13;15}

C= {3;5;7;9;11;13}.

Как называются эти свойства?

Задание 8. Даны множества А={x;y;z;t}; B={l;t;d;k}. Найдите А×В, В×А. Выполняется ли коммутативное свойство декартового произведения множеств?

Задание 9 .Запишите свойства операций объединения  и пересечения  множеств.

Задание 10. Запишите дистрибутивные свойства операций объединения относительно пересечения и пересесечения множеств относительно объединения.

Используя описанные выше критерии можно определить эффективность формирования названных компетенций.

 

Библиографический список

  1. ФГОС 3++ - Зарегистрировано в Минюсте России15.03.2018, № 503826.
  2. Мальцева К. Профессиональные компетенции на практике - Онлайн журнал Штат – 18.06.2018, www: hello@hrmedia.ru

3. Лебединцева В. Краткий курс математики для бакалавров по профилю Начальное образование  Уч. пос. – Магадан , изд  СВГУ -2013-135с