СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

STRATEGIC PLANNING AS A TOOL FOR SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF MUNICIPALITIES

Достижение долгосрочного устойчивого социально-экономического развития в российских муниципалитетах признает необходимость разработки конкретных стратегических ориентиров в рамках национальной стратегии стратегического планирования в муниципальном управлении. Стратегическое планирование, как один из наиболее важных инструментов управления, позволяет эффективно использовать имеющиеся ресурсы для достижения долгосрочных целей и миссии муниципального управления.

С реализуемыми административными реформами за последние 20 лет многие инструменты управления бизнесом прочно вошли в органы местного самоуправления. Это включает в себя стратегическое управление и оперативное планирование. Эти два момента специалисты по стратегическому управлению и бюджетированию видят в основном в финансовых аспектах. Но многие авторы прибегают к частным процедурам, но при этом, к сожалению, слишком мало касаются специфики государственного управления. Во многих случаях, однако, – и вопрос планирования является одним из них – на самом деле существуют существенные различия между частным сектором и местным самоуправлением.

В течение примерно 20 лет местные власти знают, что они должны адаптироваться к частичному массовому сокращению населения и постоянным финансовым проблемам. В повышении эффективности помогают концепции и инструменты нового государственного управления. Они представляют собой переход парадигмы от традиционно ориентированного на вход административного управления к планированию, ориентированному на выход.[1]

В России, как федеративном государстве, реализация рекомендаций по стратегическому развитию эффективна только в том случае, если основы процесса стратегического планирования интегрированы на всех уровнях государственного управления: федеральном, региональном, местном. В то же время эффективность стратегического планирования на муниципальном уровне определяет для выполнения основных задач муниципального социально-экономического и социально-культурного развития в значительной степени качество и комфортность государства, стратегический выбор для муниципалитетов позволяет увидеть перспективу развития.

В основе стратегического планирования в муниципальном управлении лежат два аспекта – стратегический анализ и стратегический выбор, которые в свою очередь формируют и дают оценку при выборе альтернативных и более эффективных стратегий развития муниципальных образований.[2] Однако процесс стратегического планирования содержит в себе ряд проблем. Одной и существующих трудностей является наличие зависимости принятия предварительных решений и структуры полномочий в муниципальных образованиях. Внедрение в муниципальном управлении новой стратегии подразумевает модернизацию типа взаимоотношений и может не соответствовать политике федеральных властей. В итоге может наблюдаться борьба с нововведениями для исключения нарушений традиционных взаимоотношений и структуры полномочий. Также в качестве проблемы можно обрисовать ситуацию, которая характеризуется конфликтом между старыми и новыми видами экономической деятельности.

При этом начало внедрения стратегического планирования в муниципальном управлении характеризуется отсутствием склонности к стратегическому мышлению и отсутствием необходимой мотивации. В настоящее время в сфере планирования в муниципальном управлении в России наблюдается ситуация, которая характеризуется тем, что муниципалитеты занимаются лишь оперативным планированием в виде годовых денежных планов, носящих формальный характер.

Одними из важнейших причин такой ситуации является непредсказуемость изменения внешней среды и нарушение социальных и хозяйственных связей. Отметим, что процесс планирования в муниципальном управлении состоит из постановки целей и задач на определенный промежуток времени, из разработки и анализа методов реализации и ресурсной базы.

Эффективное планирование в муниципальном управлении является важным инструментом долгосрочного экономического восстановления малых территорий. Процесс планирования также включает координацию развития на всех уровнях управления. Успешная реализация местных планов, которая подтверждает их ожидания в отношении развития, играет ключевую роль в обеспечении бесперебойной работы государственных служб.

Растущая роль стратегического планирования местных правительств подчеркивает важность экологических факторов в НИОКР при планировании государственных программ, а также финансовой поддержки как неотъемлемой части процесса стратегического планирования в муниципальном управлении.

Когда дело доходит до планирования внешнего маршрута, на разных этапах устанавливаются стратегии местного развития, признаются потребности местных сообществ, определяются наиболее важные цели, определяются и развиваются технологии. градостроительство, мониторинг и оценка эффективности.

Правительства стран Западной Европы используют планы, ​​которые напрямую поддерживают участие граждан в развитии городов. Конечная цель – улучшить качество жизни в городе, принимая решения на местном уровне. Различные индикаторы, показывающие, сколько людей живет, используются для подготовки к экономическому развитию в небольших американских городах. В Соединенных Штатах есть два типа агентств, которые направляют реализацию этих стратегий: первый вовлекает местные власти, выполняющие законопроект, и второй вовлекает частный сектор относительно агентств и правительственных учреждений.

Хотя важно разработать способ учета или взять на вооружение мировой опыт, на сегодняшний день в России нет юридического документа, позволяющего районным и городским администрациям реализовывать планы при выборе перспективы регионального развития – для достижения экономической стабильности необходимо согласовать долгосрочное направление отдельных правительств и нацелить его на центральное правительство. Используя местное планирование, центр развития должен решить, где местные правительства должны улучшить разработку своих планов.

Принятый в 2014 году Федеральный закон № 172-ФЗ «О государственном стратегическом планировании в Российской Федерации» выступил в качестве единой нормативной базы осуществления процесса стратегического планирования на всех уровнях управления в нашей стране. С вступлением в силу этого нормативно-правового акта муниципальный уровень управления является равноправным участником системы стратегического планирования наряду с федеральным и региональным уровнем.

Важно отметить, что финансовое обеспечение реализации стратегического планирования на всех уровнях управления, в том числе и на местном, требует наличия не только развитой нормативно-правовой базы, но и стабильной финансово-бюджетной основы функционирования местного самоуправления.

Бюджетирование на муниципальном уровне объединяет всю деятельность регулярного процесса, от планирования до утверждения, до корректировки финансовых ресурсов, доступных для отдельных подразделений, таких как отделы или центры затрат, за определенный период времени. Бюджетирование может проводиться ежемесячно, ежеквартально или полугодично и ежегодно. При бюджетировании различают оперативное и стратегическое бюджетирование. Целью оперативного бюджетного планирования является составление, определение и контроль краткосрочного бюджета на период, как правило, до одного года. При стратегическом бюджетном планировании цели и задачи устанавливаются в будущем на срок до 10 лет.

Чтобы обеспечить адекватное финансирование содержания местных территорий, нам необходимо четко понимать, как центральные правительства могут помочь. Повышение экономической самообеспеченности местных органов власти стало возможным благодаря стимулированию государственных служб к повышению эффективности, включая налоговое администрирование и местные неналоговые доходы. Местные органы власти должны создавать лучшие условия для местного населения и предприятий в своих муниципальных образованиях, чтобы они могли участвовать в местной экономике и социальном развитии, чтобы обеспечить местную долю доходов. Аналогично, принимая во внимание механизмы управления, целесообразно использовать частные партнерства, которые помогают снизить вес местных бюджетов за счет привлечения денег частного сектора.[3]

Кроме того, при долгосрочном планировании и распределении ресурсов реализуются инициативы местного самоуправления, разрабатываются экономические стратегии, сочетаются стратегии реализации (снижение рентабельности и повышение экономической независимости клиентов и способов управления городской экономикой). Исследователи подчеркивают, что в случае современного планирования, показатели городского развития должны быть связаны с показателями, поставленными региональным властям, чтобы обеспечить заинтересованность глав районов и городов в достижении их целей.[4]

Таким образом, федеральное правительство должно стремиться к тому, чтобы региональные правительства имели долгосрочные местные бюджеты, правительственные ориентиры, которые побуждают правительства местных органов власти добиваться устойчивого экономического развития.

Подводя итог, отметим, что основной задачей стратегического планирования в местном самоуправлении является обоснование ключевых целей и разработка правильной стратегии долгосрочного развития муниципальной территории.

Таким образом, стратегическое планирование развития муниципальных образований в России занимает важное место в процессе национального стратегического планирования, но находится в настоящее время в процессе становления. Имеющиеся проблемы и ограничения препятствуют наиболее полному планированию и реализации стратегических ориентиров развития. При этом в качестве одного из наиболее существенных факторов, влияющих на возможность муниципального стратегирования, выступает его финансовое обеспечение, что предъявляет особые требования к стабильности бюджетной основы местного самоуправления и вызывает необходимость осуществления мероприятий по укреплению доходной базы муниципалитетов, формированию финансовых стратегий и целевых долгосрочных ориентиров состояния местных бюджетов. Отмечается, что для осуществления стратегического планирования на муниципальном уровне необходимо обеспечить муниципалитеты достаточным ресурсным обеспечением, в том числе бюджетными и финансовыми ресурсами. В связи с этим рассматриваются текущие бюджетные условия и проблемы реализации муниципальных стратегий. Определено, что современное состояние местных бюджетов, характеризующееся высокой степенью финансовой зависимости от вышестоящих уровней бюджетной системы, ограничивает возможность реализации стратегических направлений на муниципальном уровне. Поэтому органам местного самоуправления необходимо использовать все возможные резервы для укрепления доходов местного бюджета за счет собственных доходов. Целесообразно определить финансовые стратегии для муниципальных образований. Также рекомендуется установить целевые ориентиры для бюджетной системы муниципальных образований, которые должны быть в тесном соответствии с долгосрочными целями социально-экономического развития муниципального образования.

 

Список использованных источников

 

  1. Нечаев Р.Б Методические аспекты стратегического управления развитием муниципальных образований [Текст] / Р.Б. Нечаев, Д.Р. Зеленский // Экономика и статистика. – 2018. – № 7. – С. 70–75.
  2. Самойлова Б.Т., Мишин Е.А. Принципы стратегического планирования в развитии системы местного самоуправления [Текст] / Б.Т. Самойлова Е.А. Мишин // Вестник МГУ. – 2018. – № 2 (21). – С. 18–23.
  3. Трухин П.Б. Стратегическое планирование как ключевой фактор успешного развития муниципального образования [Текст] / П.Б. Трухин // Вестник КНИТУ. – 2018. – № 12. – С. 45–51.
  4. Чернова С.Д. Оценка зарубежного опыта развития муниципалитетов [Текст] / С.Д. Чернова // Вопросы экономики. – 2018. – № 9. – С. 36–39.
  5. Nechaev R.B Metodicheskie aspekty strategicheskogo upravlenija razvitiem municipal'nyh obrazovanij [Tekst] / R.B. Nechaev, D.R. Zelenskij // Jekonomika i statistika. – 2018. – № 7. – S. 70–75.
  6. Samojlova B.T., Mishin E.A. Principy strategicheskogo planirovanija v razvitii sistemy mestnogo samoupravlenija [Tekst] / B.T. Samojlova E.A. Mishin // Vestnik MGU. – 2018. – № 2 (21). – S. 18–23.
  7. Truhin P.B. Strategicheskoe planirovanie kak kljuchevoj faktor uspeshnogo razvitija municipal'nogo obrazovanija [Tekst] / P.B. Truhin // Vestnik KNITU. – 2018. – № 12. – S. 45–51.
  8. Chernova S.D. Ocenka zarubezhnogo opyta razvitija municipalitetov [Tekst] / S.D. Chernova // Voprosy jekonomiki. – 2018. – № 9. – S. 36–39.

 

[1] Трухин П.Б. Стратегическое планирование как ключевой фактор успешного развития муниципального образования [Текст] / П.Б. Трухин // Вестник КНИТУ. – 2018. – № 12. – С. 45–51.

[2] Самойлова Б.Т., Мишин Е.А. Принципы стратегического планирования в развитии системы местного самоуправления [Текст] / Б.Т. Самойлова Е.А. Мишин // Вестник МГУ. – 2018. – № 2 (21). – С. 18–23.

[3] Чернова С.Д. Оценка зарубежного опыта развития муниципалитетов [Текст] / С.Д. Чернова // Вопросы экономики. – 2018. – № 9. – С. 36–39.

[4] Нечаев Р.Б Методические аспекты стратегического управления развитием муниципальных образований [Текст] / Р.Б. Нечаев, Д.Р. Зеленский // Экономика и статистика. – 2018. – № 7. – С. 70–75.