КРИТЕРИИ ДОБРОСОВЕСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ

CRITERIA FOR FAIR CONDUCT IN BUSINESS RELATIONSHIPS

В настоящее время наше законодательство опирается на конституционные принципы, которые предполагают развитие прав и свобод граждан.[1] Отраслевое законодательное регулирование определяет основные критерии правомерного поведения.

В случае возникновения спорных ситуаций или судебных разбирательств, стороны пытаются доказать свою позицию, в том числе ссылаются на недобросовестность действий другой стороны.

Пленум Верховного суда РФ отмечает, что существует презумция добросовестности, согласно которой, необходимо доказать не добросовестность поведения. [2]

Законодательное толкование может предотвратить возможную угрозу неоправданного расширения судейского усмотрения и непредсказуемости исходов рассмотрения дел, но существующая в настоящее время неопределенность может быть устранена только судебным толкованием.[3]

Необходимо отметить то, что добросовестность невозможно рассматривать независимо от добрых нравов, поскольку лицо воздерживается от злоупотребления правом.[4]

В предпринимательской деятельности особое значение имеет правильно определить критерии добросовестного поведения, поскольку правомерное поведение является гарантией того, что предприниматель сможешь защитить свою позицию при возникновении судебных споров.

В гражданском праве РФ добросовестность рассматривается: – как оценочное понятие для определения поведения субъектов гражданского правоотношения: согласно п. 2 ст. 6 ГК РФ аналогия права основывается на требованиях добросовестности. Также существует прямое закрепление в ст. 10 ГК РФ закрепляет презумпцию добросовестности, а также ряд других статей, например добросовестный приобретатель в силу п. 1 ст. 302 ГК РФ. [5]

В юридической науке понятие «добросовестность» исследуется в различных правоотношениях, что порождает множество различных вариантов понятия и признаков данного явления. Причина такого широкого толкования в том, что понятие и применения его на практике также не имеет однозначного подхода.

Добросовестность определяется в объективном смысле, что означает фактическое предписание в нормах закона надлежащего поведения при вступлении в предпринимательские правоотношения.[6] В субъективной стороне определяться внутреннее отношение лица к осуществляемым правоотношениям.[7]

Законодательство имеет ряд критериев добросовестности, однако в Российском законодательстве не существует единого понятия добросовестности. Несмотря на это принцип добросовестности имеет расширенное толкование. Однако законодателем, данный принцип раскрывается лишь только в ряде правоотношении.

Для разрешения данного вопроса требуется более конкретное определение практического значения данной категории в предпринимательских правоотношениях. С другой стороны, следует признать, что закрепление единого понятия добросовестности невозможно, поскольку данный принцип распространяется на многие сферы предпринимательской деятельности.

В этих условиях возможность толкования содержания рассматриваемого понятия создает дополнительную защиту для участников конкретных гражданских правоотношений.

Проведенный в исследовании анализ категории добросовестности в предпринимательской деятельности позволяет прийти выводу, что предприниматель должен осознавать критерии добросовестности, чтобы при осуществлении предпринимательской деятельности повысить гарантию своего право на судебную защиту.

 

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 26.01.1996 г. N 14-ФЗ: (ред. от 4.11.2019) // СПС КонсультантПлюс
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
  4. Мирзоева Э.Р. Добросовестность как одна из оценочных категорий в гражданском законодательстве // Молодой ученый. 2017. № 31 (165). С. 42–45.
  5. Новиков М.В. Понятие добросовестности в гражданском праве: теоретический анализ // Молодой ученый. 2012. № 1 (36). С. 41–43.
  6. Соломин С. К. Соломина Н.Г. Проявление добросовестности на стадии возникновения обязательства и его исполнения // Вестник Томского государственного университета. 2017. С. 185-190.
  7. Щенникова Л.В. Добрые нравы как категория гражданского права // Нотариальный вестник. 2012.

 

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс

[2] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

[3] Щенникова Л.В. Добрые нравы как категория гражданского права // Нотариальный вестник. 2012.

[4] Соломин С. К. Соломина Н.Г. Проявление добросовестности на стадии возникновения обязательства и его исполнения // Вестник Томского государственного университета. 2017. С. 185-190.

[5] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 26.01.1996 г. N 14-ФЗ: (ред. от 4.11.2019) // СПС  КонсультантПлюс

[6] Мирзоева Э.Р. Добросовестность как одна из оценочных категорий в гражданском законодательстве // Молодой ученый. 2017. № 31 (165). С. 42–45.

[7] Новиков М.В. Понятие добросовестности в гражданском праве: теоретический анализ // Молодой ученый. 2012. № 1 (36). С. 41–43.