ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Одной из форм государственного контроля, цель которого состоит в защите экономических интересов государства, а также прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, является правоохранительная деятельность таможенных органов, направленная на пресечение преступлений и правонарушений в таможенной сфере. Так, согласно части 3 статьи 354 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, таможенные органы обладают полномочиями на: 1) осуществление административного процесса по делам об административных правонарушениях; 2) привлечение лиц к административной ответственности[1]. Анализ показателей правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации позволяет говорить об эффективности административного производства, осуществляемого данными органами. В частности, за 2017 год таможенными органами было возбуждено 119 327 дел об административных правонарушениях (на 48,5% больше аналогичного показателя 2016 года – 80 355), а также назначено наказаний по 111 663 делам. В 2018 году количество возбужденных дел возросло до 143 148, по 142 536 из которых было назначено наказание. В 2019 году сохранилась тенденция на увеличение числа возбужденных дел об административных правонарушениях: было возбуждено 150 968 дел (на 5% больше показателей 2018 года), по 148 066 из которых была наложена административная ответственность[2].

За рассмотренный период с 2017 по 2019 год наиболее распространёнными правонарушениями являлись недекларирование либо недостоверное декларирование товаров (ст. 16.2 КоАП РФ), а также несоблюдение запретов или ограничений на ввоз/вывоз товаров (ст. 16.3 КоАП РФ). Также следует отметить, что таможенные органы вправе возбуждать дела об админстративных правонарушениях по составам, не относящимся к нарушениям таможенных правил, каковыми являются, например: 1) непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров (ст. 19.7.13 КоАП РФ); 2) нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования (ст. 15.25 КоАП РФ). В качестве предметов составов указанных правонарушений в большинстве случаев выступали: 1)алкогольная и табачная продукция; 2)продукция растительного происхождения; 3)продукция текстильной промышленности и текстильные материалы; 4) валюта[3].

Важно отметить, что, несмотря на повышение показателей правоохранительной деятельности таможенных органов РФ, количество правонарушений в сфере таможенного дела остаётся высоким, а вышеуказанные административные правонарушения наносят значительный экономический ущерб Российской Федерации. Поэтому, чтобы повысить эффективность борьбы с правонарушениями в таможенной сфере и результативность административного производства должностные лица таможенных органов в ходе производства по делам об административных правонарушениях активно применяют меры обеспечения производства[4]. Однако в области применения данных мер наблюдаются некоторые проблемы.

КоАП РФ в статье 27.1 устанавливает исчерпывающий перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, в числе которых значится личный досмотр[5]. В рамках таможенного дела такая мера обеспечения является одной из форм таможенного контроля и проводится с целью выявления у лиц товаров, перемещаемых через границу в нарушение таможенного законодательства ЕЭС. Согласно части 2 статьи 329 ТК ЕАЭС, личный таможенный досмотр проводится при наличии достаточных оснований полагать, что лицо скрывает вышеуказанный товар. Однако термин «достаточные основания» носит оценочный характер. Иными словами, нормативно закреплённый перечень оснований для проведения личного таможенного досмотра отсутствует. Данный факт позволяет говорить о том, что указанная форма таможенного контроля применяется по личному усмотрению должностного лица  таможенного органа, благодаря чему может произойти необоснованное применение к лицу данной меры обеспечения. Для решения этой проблемы необходимо закрепить перечень оснований для проведения личного досмотра, что позволит более эффективно использовать такую меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении в сфере таможенного дела[6].  

Также следует отметить, что в части 5 статьи 329 ТК ЕАЭС закреплено необходимое условие для проведения личного таможенного досмотра лица, а именно: присутствие при досмотре двух понятых того же пола, что и досматриваемое лицо[7]. Указанное положение также создает ряд проблем, поскольку на практике имеют место ситуации, когда необходимость применения данной меры обеспечения возникает в местах, где поиск понятых является довольно затруднительной задачей ввиду отсутствия поблизости мест жительства граждан, которые бы могли быть привлечены в качестве понятых[8].

Согласно ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации[9]. Иными словами, единственным процессуальным документом, позволяющем отменить конфискацию или снять арест с вещей и документов, является вышеуказанное постановление, вступившее в законную силу. Этот факт позволяет говорить о том, что при неправомерном или ошибочном изъятии имущества должностными лицами таможенных органов лицо, к которому была применена эта мера обеспечения, не сможет вернуть свои документы и вещи до рассмотрения дела об административном правонарушении, в результате чего может быть причинён ущерб владельцу такого имущества. Для решения этой проблемы следует закрепить возможность отмены вышеуказанных мер обеспечения до стадии рассмотрения дела[10].

Необходимым видится обратить внимание и на сам процесс производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела. Особенность доказывания по данной категории дел характеризуется большим объемом документооборота, что связано со спецификой деятельности таможенных органов при осуществлении ими административного процесса. Данный факт позволяет говорить о многообразии документов, которые могут быть использованы в качестве источника доказательств, в связи с чем на практике возникают сложности, связанные с формированием необходимой доказательственной базы, что негативно сказывается на эффективности защиты гражданами или юридическими лицами своих прав и законных интересов[11].

В заключение следует отметить, что вышеуказанный перечень проблем не является исчерпывающим. В настоящее время существует множество проблем и пробелов, возникающих при осуществлении таможенными органами полномочий по ведению административного производства по делам об административных правонарушениях и привлечению лиц к административной ответственности. Именно поэтому в целях устранения вышеуказанных и иных проблем, а также для обеспечения законности административного процесса и повышения эффективности таможенного контроля законодателю следует обратить внимание на данные проблемы и внести необходимые изменения как в административное, так и таможенное законодательство.

 

Использованные источники:

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Информационно-правовой портал Консультант плюс. – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.03.2020) // Информационно-правовой портал Консультант плюс. – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru
  3. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации // Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ. – Режим доступа. – URL: http://customs.ru
  4. Карнаухов А. А., Лошкарёв А. В. Проблемы и особенности производства по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела / А.А. Карнаухов, А.В. Лошкарёв // MODERN SCIENCE. – 2019. – № 5-4. – С. 239-241.
  5. Сорокин А. А. Некоторые проблемы производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела / А.А. Сорокин // Молодой ученый. – 2018. – №24. – С. 233-236.
  6. Муниципальное право учеб. пособие / С.Н. Ревина, П.А. Паулов, Д.В. Борякин, А.В. Сидорова. – Электрон. дан. – Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2019. – Режим доступа: https://lms2.sseu.ru/mod/resource/view.php?id=131611

 

[1] Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Информационно-правовой портал Консультант плюс. – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru

[2] Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации // Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ. – Режим доступа. – URL: http://customs.ru

[3] Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации // Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ. – Режим доступа. – URL: http://customs.ru

[4] Карнаухов А. А., Лошкарёв А. В. Проблемы и особенности производства по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела / А.А. Карнаухов, А.В. Лошкарёв //  MODERN SCIENCE. – 2019. – № 5-4. – С. 239-241.

[5] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.03.2020) // Информационно-правовой портал Консультант плюс. – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru

[6] Сорокин А. А. Некоторые проблемы производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела / А.А. Сорокин // Молодой ученый. – 2018. – №24. – С. 233-236.

[7] Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Информационно-правовой портал Консультант плюс. – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru

[8] 6. Муниципальное право учеб. пособие / С.Н. Ревина, П.А. Паулов, Д.В. Борякин, А.В. Сидорова. – Электрон. дан. – Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2019. – Режим доступа: https://lms2.sseu.ru/mod/resource/view.php?id=131611

[9] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.03.2020) // Информационно-правовой портал Консультант плюс. – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru

[10] Сорокин А. А. Некоторые проблемы производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела / А.А. Сорокин // Молодой ученый. – 2018. – №24. – С. 233-236.

[11] Карнаухов А. А., Лошкарёв А. В. Проблемы и особенности производства по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела / А.А. Карнаухов, А.В. Лошкарёв //  MODERN SCIENCE. – 2019. – № 5-4. – С. 239-241.