Современный этап развития социальной функции предпринимательства

The current stage of development of the social function of entrepreneurship

Предпринимательство выступает основой любой развитой социально-экономической системы, которая базируется на свободной конкуренции и праве частной собственности. В нынешних условиях предприниматель выступает не только в качестве участника рыночных отношений, но и как гарант гражданского общества. В процессе  развития экономики такие функции предпринимательства как социальная и экономическая претерпевали существенные изменения. В современных условиях невозможно представить предпринимателя, добившегося успеха без эффективного использования трудовых ресурсов.  Эту тенденцию на социальную функцию предпринимателей можно наблюдать во всем мире. Причём, чем более развита страна в экономическом плане, тем более явна такая ориентация. Это отражается в первую очередь, в использовании квалифицированного и высокооплачиваемого труда; обучение и повышение квалификации кадров; создание комфортных условий труда; формирование положительного имиджа предприятия, как в глазах собственного персонала, так и общественности.  
         Однако вопреки широкой разработанности проблем развития предпринимательства в России, социальная функция предпринимательства остается  малоизученным вопросом. Как правило, данной функции касаются с точки зрения изготовления товаров и услуг, в которых есть потребность со стороны общества, и создания новых рабочих мест. В то время как это понятие следует трактовать более широко с учётом дополнительных аспектов социальной функции.
         Прежде всего, это социально-новаторская деятельность предпринимателя. То есть в ходе осуществления предпринимательской деятельности преобразуется система социальных отношений путём формирования новых общественных связей и социальных стереотипов.  Работодатель формирует у своих подчиненных ценностные ориентации, изучив которые можно определить основные направление корпоративной культуры предприятия. В том случае, если ценности сотрудников совпадают с ценностями групп и организации, то их эффективность повысится без дополнительного стимулирования руководства. [1]
         Также важно не забывать и о социальной ответственности предпринимателей. Кроме создания новых рабочих мест предприниматели, зачастую, привлекают к участию в бизнес членов своей семьи, тем самым поддерживая иждивенцев, например родителей пенсионного возраста, что снимает часть нагрузки с бюджета государства. Плюс ко всему, важны и отчисления предпринимателем части прибыли в негосударственные фонды и уплата налогов.
         Таким образом, развитие предпринимательства ведет к оживлению социально-экономической жизни общества. Кроме того, зачастую предприниматели занимаются благотворительной деятельностью, меценатством и общественными проектами. По данным экспертов Центра РНО, ВШЭ и Ассоциации фандрайзеров, 2/3 российских компаний в 2016 году сохранили благотворительный бюджет на уровне 2015 года. При этом, 1\6 компаний — увеличили благотворительный бюджет и столько же — снизили[2]. На это влияет и современные изменения в обществе, которые оказывают существенные воздействия на социальную функцию предпринимательства. Общество двадцать первого века накладывает на предпринимательство группу ограничений. Так стало невозможно ведение деятельности, которая направленна исключительно на извлечение прибыли. Предприниматель находится в таких условиях, в которых невозможно игнорирования мнения общества в вопросах условий и оплаты труда сотрудников, влияния деятельности предприятия на экологию, участия в благотворительных проектах. В связи, с чем постепенно формируется  предпринимательство нового образца, которое учитывает интересы всех участников процесса.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ
  2. Десфонтенес Л.Г., Семенова Ю.Е. Ценностные ориентации персонала как основа корпоративной культуры предприятия // Теория и практика общественного развития// научный журнал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт социологии Российской академии наук , №18, 2015 Краснодар, Изд.ООО "Прин-тТерра", 2015 с. 360
  3. 20 важных цифр и фактов о благотворительности // Филантроп URL: http://philanthropy.ru/analysis/2016/06/20/38983/ (дата обращения: 20.02.2020).

 

[1] Десфонтенес Л.Г., Семенова Ю.Е. Ценностные ориентации персонала как основа корпоративной культуры предприятия // Теория и практика общественного развития// научный журнал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт социологии Российской академии наук , №18, 2015 Краснодар, Изд.ООО "Прин-тТерра", 2015 с. 360

[2] 20 важных цифр и фактов о благотворительности // Филантроп URL: http://philanthropy.ru/analysis/2016/06/20/38983/ (дата обращения: 20.02.2020).