ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF LEGISLATION ON ENTREPRENEURSHIP DIGITAL ACTIVITIES

В настоящей статье рассмотрим вопрос о перспективах развития законодательства о предпринимательской деятельности в современных условиях развития цифровизации. В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента РФ [1], содержится определение: «...цифровая экономика - хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг».

Процессы цифровизации входят в нашу жизнь вне зависимости от нашего желания. Законодательство и юридическая наука должны не отставать от этих процессов и претерпевать определенные перемены[3].

Важным шагом в цифровую эру стало принятие Федерального закона от 18 марта 2019 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Закон) [6].

С принятие данного Закона в правовом мире появилися новый термин  «цифровые права». Этот термин вносится путем изменения содержания ст. 128 ГК РФ: при перечислении объектов гражданских прав указывается «иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права)».

Новый Закон ввел новый вид поименованного в ГК РФ договора об оказании услуг по предоставлению информации (ст. 783.1 ГК РФ). Вероятно, что этот договор будет использоваться при сборе информации при формировании больших данных (big data).

Кроме того был принят и другой важный закон. Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» [7], в нем регулируются отношения по привлечению инвестиций предпринимателями с использованием информационных технологий, определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга)).

Цифровизация имеет ряд важных особенностей, о которых нельзя забывать. Это неразрывность информации с ее носителями, зависимость от источников энергии. Тотальный переход к цифровизации всех процессов возможен лишь в условиях энергетической безопасности и независимости. Очевидно, необходим и технологический, и юридический механизм защиты энергоресурсов. В цифровой экономике, в цифровой среде мы практически всегда видим подобную зависимость одних явлений от других. Можно утверждать, что в цифровой экономике мы всегда видим межотраслевое взаимодействие и межотраслевые связи. Более того, происходит определенный «размыв», конвергенция, взаимопроникновение отраслей права, формирование комплексных правовых образований[4].

Также можно подойти к еще одному важному выводу. Фактически вся сфера действия так называемого цифрового законодательства представляет собой область взаимодействия субъектов экономической деятельности между собой и с публичной властью. Здесь возникают прямые аналогии с современным пониманием предмета предпринимательского права. Именно поэтому представляется, что процесс нормотворчества в сфере цифровой экономики должен как минимум быть соотнесен с существующими в науке именно предпринимательского права наработками и представлениями. Предпринимательское право как наука давно исследует отношения взаимодействия предпринимателей и публичной власти и особенности их правового регулирования[2].

Можно предположить, что в таких условиях некоторые цифровые нормы вполне могут быть интегрированы в законодательство о предпринимательской деятельности. Специальные цифровые законы также будут разрабатываться. Что в таких условиях можно сказать о перспективах развития предпринимательского законодательства? Механические приемы обработки информации, использование больших данных для принятия решений предполагают компьютерную обработку большого объема юридической информации. Именно поэтому крайне важно иметь структурированные унифицированные юридические данные. Это касается практически любых юридических данных - о субъектах, их регистрации, о применяемых терминах и т.д. Важно иметь непротиворечивые источники права, причем речь должна идти не только о внутреннем противоречии в одном нормативном акте, но и о соответствии норм всем иным нормативным актам правовой системы[5].

Но уже сейчас цифровые подходы меняют предпринимательскую реальность. Существующие в настоящее время технические возможности в будущем, скорее всего, приведут к тому, что при регистрации предпринимателей, при сборе отчетности, при проведении собраний органов управления юридических лиц, при заключении и исполнении предпринимательских договоров.

Предпринимательский оборот в условиях цифровизации будет отличаться подробной фиксацией данных о субъектах и об объектах экономических отношений. И в целом цифровая экономика однозначно ведет к усилению прозрачности сделок, действий, процессов. Это имеет и положительные, и отрицательные стороны. Так, с одной стороны, прозрачность способствует предотвращению коррупции. С другой - прозрачность приведет к усилению контроля практически во всех областях деятельности предпринимателей. Разумно организованные контрольные мероприятия, конечно, не несут вреда для бизнеса. Но есть опасения, что государство может (хотя бы в целях увеличения собираемости налогов) создать ситуацию, когда граждане просто будут опасаться быть предпринимателями. Введенная в нашей стране система онлайн-касс в применяемом нами виде не используется ни в одной стране с развитой рыночной экономикой. Но усиление контроля может быть и не связано с цифровизацией - главное, чтобы государство имело четкую концепцию поддержки деловой активности, стартапов, защиты предпринимателей. И тогда цифровые процессы пойдут предпринимательскому сообществу только на пользу.

 

Литература

  1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы (утв. Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203) // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.
  2. Вайпан В.А. Основы правового регулирования цифровой экономики // Право и экономика. 2017. № 11 (357). С. 5 - 18.
  3. Самсонов Н.В. Некоторые вопросы развития системы принципов российского гражданского судопроизводства // Современная научная мысль. 2017. № 6. С. 279-284.
  4. Самсонов Н.В. О связи общего и особенного в гражданском процессуальном праве // Современное право. 2018. № 6. С. 91-96.
  5. Самсонов Н.В. К вопросу о месте актов, регулирующих порядок использования цифровых технологий в гражданском судопроизводстве, в системе источников гражданского процессуального права // Пермский юридический альманах. 2019. № 2. С. 492-500.
  6. Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2019. 20 марта.
  7. Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» // Собрание законодательства РФ. 2019. № 31. ст. 4418.

 

References

  1. Strategiya razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii na 2017 - 2030 gody (utv. Ukazom Prezidenta RF ot 09.05.2017 № 203) // SZ RF. 2017. № 20. St. 2901.
  2. Vaypan V.A. Osnovy pravovogo regulirovaniya tsifrovoy ehkonomiki // Pravo i ehkonomika. 2017. № 11 (357). S. 5 - 18.
  3. Samsonov N.V. Nekotorye voprosy razvitiya sistemy printsipov rossiyskogo grazhdanskogo sudoproizvodstva // Sovremennaya nauchnaya myslʹ. 2017. № 6. S. 279-284.
  4. Samsonov N.V. O svyazi obshchego i osobennogo v grazhdanskom protsessualʹnom prave // Sovremennoe pravo. 2018. № 6. S. 91-96.
  5. Samsonov N.V. K voprosu o meste aktov, reguliruyushchikh poryadok ispolʹzovaniya tsifrovykh tekhnologiy v grazhdanskom sudoproizvodstve, v sisteme istochnikov grazhdanskogo protsessualʹnogo prava // Permskiy yuridicheskiy alʹmanakh. 2019. № 2. S. 492-500.
  6. Federalʹnyy zakon ot 18 marta 2019 g. № 34-FZ «O vnesenii izmeneniy v chasti pervuyu, vtoruyu i statʹyu 1124 chasti tretʹey Grazhdanskogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii» // Rossiyskaya gazeta. 2019. 20 marta.
  7. Federalʹnyy zakon ot 02.08.2019 № 259-FZ «O privlechenii investitsiy s ispolʹzovaniem investitsionnykh platform» // Sobranie zakonodatelʹstva RF. 2019. № 31. st. 4418.