ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА БАКАЛАВРИАТА К СОВРЕМЕННОЙ ТЕНДЕНЦИИ ОБУЧЕНИЯ

DISTANCE LEARNING: ATTITUDE OF FOURTH-YEAR STUDENTS TO THE MODERN TREND OF EDUCATION

Перед организациями стоят задачи беспрерывного развития персонала из-за быстрого технического прогресса. В связи с этим возникает потребность в постоянном обучении своего персонала и повышении его квалификации.

На данный момент дистанционное обучение становится популярной тенденцией среди корпоративного образования. Стоит отметить, что существуют разные мнения насчет определения для обозначения технологии обучения, которая основывается на возможности использования компьютерной техники и отличается дистанцированностью педагога и обучающихся. Встречаются два понятия для обозначения данного способа обучения: дистанционное и электронное обучение. Необходимо отметить, что в Федеральном законе от 28 февраля 2012 г. № 11-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий" зафиксированы четкие определения двух рассматриваемых понятий. Таким образом, на основании Федерального закона от 28 февраля 2012 г. № 11-ФЗ электронное обучение – это «организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса» [5]. В свою очередь, дистанционное обучение – это «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников»[5]. Следовательно, понятие «дистанционное обучение» является более широким и включает в себя различные виды и формы. Основное отличие заключается в обучение на расстоянии. При электронном обучении «дистанция» не так важна.  Важно, что электронным способом можно обучаться и в классе, под руководством педагога.

Необходимо отметить, что до сих пор нет единого подхода к разграничению данных понятий в сфере корпоративного образования. В данной статье под дистанционным обучением мы будем понимать форму обучения, при которой взаимодействие педагога и обучающихся происходит на дистанции посредствам интернет-технологий и включает в себя все компоненты, присущие учебному процессу.

В бизнес-среде специалисты стараются увеличить долю использования дистанционного обучения с целью повышения эффективности организации. С помощью дистанционного обучения руководство преследует цели:

  • уменьшение расходов на обучение сотрудников в организации;
  • предоставление равных возможностей получения новых знаний вне зависимости от местонахождения сотрудника;
  • накопление и систематизация корпоративных знаний;
  • целесообразное использование времени сотрудника на обучение;
  • предоставление возможности получения параллельного с профессиональной деятельностью обучения без отрыва от производства;
  • повышение эффективности усвоения материала за счет воображения учебной информации и мульти доступ к ней [3, c. 467].

Положения программированного обучения являются составляющими дистанционного обучения.  Под этим подразумевается обучение по определенным разработанным программам, в котором есть действия и учащегося, и педагога. Необходимо особо выделить роль Б.Ф. Скиннера в формировании программированного обучения. Его идеи основались на бихевиористской психологии: для любой реакции характерна склонность к повторению и в дальнейшем к закреплению. Целю обучения, по мнению Ф. Скиннера, было получение заранее запрограммированной системы внешних реакций. Ф. Скиннер писал о том, что для успешности программированного обучения важна последовательность и логичность в изложении материала. Также важно разделять процесс обучение на небольшие этапы: каждый этап должен быть настолько прост, чтобы ученик без проблем мог его совершить.

Б.Ф. Скиннер в своих работах отмечал, что в основу технологии данного обучения должно быть два требования:

1) необходимо изменить вектор: уйти от контроля и перейти на самоконтроль;

2) осуществить переход педагогической системы на самообучение учащихся.

Следовательно, идея программированного обучения Ф. Скиннера выступает в качестве методологической основы дистанционного обучения.

Российские компании все больше используют дистанционное обучение в рамках корпоративного образования. На практике можно увидеть, что адресатом в дистанционном обучении могут выступать сотрудники разных должностей. Применение СДО (системы дистанционного обучения) зависит от особенностей адресата:

  • загруженность на рабочем месте;
  • потребность в получении определенных знаний, которые нужны в профессиональной деятельности;
  • Особенности восприятия учебной информации.

В настоящее время в условиях современной информационной среды образования и знания молодого специалиста играют важную роль в обществе, к тому же, качество его образования определяет его благополучие.

Для будущих выпускников выделяют несколько преимуществ СДО в рамках получения новых знаний и образования:

  • экономическая выгода: дистанционное образование стоит меньше, чем традиционное;
  • отсутствие территориальных ограничений: с помощью интернета специалист имеет возможность обучаться из любого места без отрыва от его профессиональной деятельности;
  • гибкость СДО: дистанционное образование может быть адаптировано под требования учащегося, учитывать его жизненные обстоятельства, род занятий [2, с. 4];

На основании статистических данных технологии дистанционного образования обретают популярность в мире, в подтверждении этому свидетельствует рост количества открытых образовательных учреждений данного типа [1, с. 334].

Во многих источниках говорится о том, что молодые специалисты предпочитают дистанционный формат обучения, нежели очный. Таким образом, мы решили провести исследование среди будущих выпускников университетов г. Москвы, чтобы подтвердить данное предположение. Данный опрос может быть полезен для выстраивания верной стратегии в рамках планирования корпоративного обучения.

В опросе приняли участие 52 студента 4 курса бакалавриата г. Москвы. Респондентам был задан вопрос: «Как вы считаете, какую форму обучения лучше использовать в организации для обучения сотрудников: очную, дистанционную или смешанную (дистанционная+очная)?». Ниже представлены ответы опрошенных студентов (табл. 1).

Таблица 1

Результаты опроса студентов на тему предпочтительной формы обучения в организации

Форма обучения

Количество студентов, выбравшие данную форму обучения, %

Дистанционная

59.62%

Очная

23.08%

Смешанная форма обучения (дистанционная+очная)

17.31%

 

В результате опроса мы получили данные, которые позволяют нам сделать вывод о том, что будущие молодые специалисты предпочитают в качестве корпоративного образования дистанционную форму обучения. Среди дополнительных ответов студенты отмечали, что дистанционная форма обучения является более удобным вариантом в плане времени (не нужно тратить время на дорогу) и территориальности (неважно, где ты находишься: в офисе, дома, у клиента).

Таким образом, мы проверили предположение о том, что дистанционное обучение является наиболее популярной формой обучения в рамках корпоративного образования.

 

Список литературы:

  1. Ахъядов Э. С. Перспективы и проблемы введения дистанционного высшего образования // Молодой ученый. – 2015. – №20. – С. 333-334.
  2. Корнеев А.Н., Костев К.О. Системы дистанционного обучения: теория и практика эффективного применения корпоративном образовании // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2017. №5. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/07EVN517.pdf (дата обращения: 07.03.2020)
  3. Кузняк Н. Б., Гаген Е. Ю. Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки // Молодой ученый. – – №11. – С. 466-469.
  4. Мухина М. В., Мухина Е. С. Дистанционное обучение как современная тенденция развития общества// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2019. - № 6(40) . – 57 – 56.
  5. Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий».URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/34895 (дата обращения: 07.03.2020)