СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

MODERN PROBLEMS OF INNOVATION DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

Учитывая долгосрочную эксплуатацию природных ресурсов Республики Башкортостан и особенно нефтяных месторождений (по оценкам экспертов, доказанных запасов нефти хватит лишь на 15-20 лет при нынешних темпах добычи углеводородов), необходимо переориентировать экономику на инновационный путь развития, связанный с активизацией имеющегося инновационного потенциала региона.

В Республике Башкортостан в этом направлении проведена определенная законодательная и организационная работа. Так, основным законодательным актом, регулирующим инновационную деятельность, является Закон «Об инновационной деятельности в Республике Башкортостан» [1, с. 7].

Учитывая долгосрочную эксплуатацию природных ресурсов Республики Башкортостан и особенно нефтяных месторождений (по оценкам экспертов, доказанных запасов нефти хватит лишь на 15-20 лет при нынешних темпах добычи углеводородов), необходимо переориентировать экономику на инновационный путь развития, связанный с активизацией имеющегося инновационного потенциала региона.

Министерством образования и науки Российской Федерации начата системная форсайт-деятельность, направленная на решение различных вопросов, связанных с наукой, техникой и инновациями. Вслед за разработкой национальных научно-технических приоритетов было начато исследование по определению приоритетных направлений инновационного развития для региона – Республики Башкортостан. Методологии и дизайн проекта должны использоваться в качестве образца для других регионов, в то время как полученные результаты способствуют разработке региональной программы социально-экономического развития.

Форсайт-исследование инновационных приоритетов Республики Башкортостан проводился в 2005-2006 годах в качестве проекта, направленного на разработку и тестирование методик построения долгосрочных инновационных стратегии на региональном уровне.

Форсайт-тренинг был осуществлен Башкортостаном и Фондом поддержки инноваций и Высшей школы экономики. Одна из ключевых целей из форсайт-исследования были разработаны перечни региональных критических технологий и наиболее перспективных направлений их практического применения, чтобы определить ключевые факторы для стимулирования инноваций, повышения конкурентоспособности, укрепления существующих и создания новой сети для передачи знаний между предприятиями и высшие учебные заведения.

Несмотря на относительно хорошее положение Башкортостана по сравнению с большинством других российских регионов, республиканские власти считают, что значительный экономический потенциал, богатый, а природные и человеческие ресурсы сами по себе не могут обеспечить будущего благополучия региона.

Низкий уровень инновационной активности, слабые связи между отраслями, научно-исследовательские подразделения и университеты препятствуют региональному развитию. В 2010 году доля инновационной продукции и услуг составляла всего 4% от общего объема продаж и 1% от экспорта. Внутривузовские расходы на НИОКР в республике не превышали 0,5% из ВРП. Даже, несмотря на ограниченность бюджетных средств, выделяемых на НИОКР, в основном распределяются на институциональной основе с очень малой долей.

Сети передачи технологий недостаточно развиты, и промышленные предприятия предпочитают закупать за рубежом (иногда устаревшие) технологии «под ключ», несмотря на то, что в регионе существуют исследовательские группы мирового уровня.

В Республике Башкортостан в этом направлении проведена определенная законодательная и организационная работа. Так, основным законодательным актом, регулирующим инновационную деятельность, является Закон «Об инновационной деятельности в Республике Башкортостан» [1, с. 7].

В республике созданы и функционируют субъекты инновационной инфраструктуры – индустриальные парки и технопарки, 7 из которых созданы в последние годы.

Однако, несмотря на указанный комплекс мер по активизации инновационной деятельности, республика по инновационному развитию значительно отстает от регионов-лидеров. Причинами такой негативной ситуации является ряд проблем в инновационной сфере Башкортостана:

  1. Отсутствие эффективного взаимодействия между научно-техническими организациями, государственным управлением и предпринимательским сектором.
  2. Неразвитая инновационная инфраструктура (элементы инфраструктуры не интегрированы во всю инновационную систему Республики).
  3. Недостаточная финансовая поддержка инновационной деятельности (основным источником финансирования инновационной деятельности являются собственные средства предприятий).
  4. Во многих инвестиционных проектах республики наблюдается недостаточное или низкое инновационное наполнение.
  5. Низкая инновационная инициатива.
  6. Большинство нормативных правовых актов Республики в области инноваций носят «декларативный» характер [1, с. 8].

Вышеперечисленные проблемы необходимо решать незамедлительно. Одним из путей повышения инновационной активности и повышения эффективности использования инновационного потенциала является формирование и развитие кластеров в регионах.

Это обусловлено наличием уникальных сущностных признаков кластеров, позволяющих связать воедино разрозненные элементы экономического пространства региона, а именно:

а) ускоренное распространение инноваций через хорошо развитую информационную сеть;

б) наличие ведущих фирм, которые могут иметь значительную долю на внутреннем и внешнем рынке, дополненную специализированными сервисными организациями;

в) наличие компетенций (специализация на отдельных видах конкурентоспособной продукции на рынке, по которым кластер имеет конкурентные преимущества);

г) концентрация участников кластера на ограниченной территории, что обеспечивает уникальные преимущества;

д) взаимодействие участников кластера друг с другом в целях производства конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках;

е) конкуренция между участниками кластера.

Таким образом, кластеры могут стать эффективным инструментом преодоления негативных факторов, препятствующих социально-экономическому развитию регионов России и Республики Башкортостан в частности. Более того, конкурентные кластеры могут стать одним из важнейших элементов новой структурной структуры экономики Башкортостана [2, с. 51].

Кластерные технологии – не панацея от всех бед. Однако, они имеют ряд преимуществ, которые следует использовать в регионах России и Республики Башкортостан: во-первых, концентрация конкурентов, их заказчиков и инвесторов способствует эффективной специализации производства; во-вторых, кластерный подход позволяет реализовать принципы государственно-частного партнерства, стимулируя создание новых форм объединения знаний.; и, в-третьих, кластерный подход хорош тем, что, будучи общепринятым в наиболее развитых индустриальных странах, он может способствовать привлечению иностранных инвестиций. Именно поэтому необходимо использовать положительный опыт зарубежных стран в повышении конкурентоспособности экономики, в частности, кластерную теорию экономического развития [2, с. 52].

На сегодняшний день в Республике Башкортостан созданы все экономические условия для создания фармацевтического кластера, включая возможность создания инновационных лекарственных средств, развития научной базы, строительства современного фармацевтического производства и привлечения частных инвесторов.

Фармацевтический кластер может помочь решить проблему инновационного развития лекарственных средств и биологически активных веществ, создания полного цикла производства лекарственных средств, организации их реализации, а также участия в федеральных программах.

Ядром фармацевтического кластера является научно-исследовательский центр Республики Башкортостан, включающий следующие организации: Государственное научное учреждение "Академия наук Беларуси", Институт биохимии и генетики Уфимского научного центра Российской академии наук (КАС РАН), Институт нефтехимии и катализа УрО РАН, Институт биологии УрО РАН, Институт органической химии УрО РАН, Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Башкортостан и Уфимский научно-исследовательский институт глазных болезней. Эти организации являются ведущими научными центрами страны. В кластере они могут играть ключевую роль – в разработке современных технологий и прототипов лекарственных средств для фармацевтического производства, способствуя инновационному развитию фармацевтического кластера [3, с. 600].

Крупные образовательные учреждения в сотрудничестве с крупными промышленными предприятиями в области медицины, фармации и химии, а также малые предприятия страны могут обеспечить кадровое обеспечение фармацевтического кластера.

Таким образом, образовательным пространством кластера могут стать Башкирский государственный медицинский университет и Башкирский государственный университет. Они предназначены для обеспечения обучения.

К непосредственной реализации разработок научных центров могут быть привлечены две крупнейшие национальные компании в области фармации и медицины: ОАО «Фармстандарт-Уфавита», Уфимский витаминный завод (один из крупнейших российских фармацевтических производителей, занимающий первое место по производству моно-и поливитаминных препаратов) и филиал «Иммунопрепарат «ФГУП «Научно-производственное объединение «Микроген» Минздрава РФ.

Сотрудничество в рамках кластера возможно по следующим направлениям: заготовка сырья, логистика, менеджмент и информационные технологии, инжиниринг и инновации, Финансы и инвестиции, стратегическое планирование, экология, ресурсосбережение, маркетинг, подготовка и переподготовка кадров [3, с. 601].

Таким образом, кластерная политика, предусматривающая реализацию комплекса мер государственной поддержки формирования и развития кластеров не только на уровне отдельных регионов, но и Российской Федерации в целом, является перспективным направлением повышения эффективности регионального инновационного потенциала.

В то же время усилия отдельных регионов в этом направлении явно недостаточны для решения обозначенных в статье проблем и носят преимущественно точечный характер. В связи с этим возникает необходимость реализации кластерной политики в Российской Федерации с учетом опыта регионов, что, безусловно, потребует мобилизации значительных финансовых ресурсов.

Валентина Матвиенко назвала Башкортостан одним из лидеров страны в области инновационного развития, поддержки молодых талантов, школьников, студентов, молодых ученых в их инновационной деятельности. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации принял участие во Всероссийской молодежной научно-практической конференции «Региональные программы и проекты в области интеллектуальной собственности глазами молодежи».

По словам Валентины Матвиенко, за последние годы Россия совершила значительный прорыв в использовании интеллектуального капитала, создав качественную правовую базу для защиты авторских прав и эффективного управления интеллектуальной собственностью. Развивается правоприменительная практика, начал работать суд по правам интеллектуальной собственности, утвержден государственный стандарт высшего образования «Управление интеллектуальной собственностью». За последние десять лет бюджетные ассигнования на научные исследования увеличились почти в десять раз, причем наметилась устойчивая тенденция к омоложению научных кадров.

Использованные источники:

  1. Бибик С.Н. Инновационный потенциал региона: сущность, содержание, структура // Креативная экономика. 2013. № 5 (77). С. 3-9.
  2. Гайнанов Д.А., Печаткин В.В, Макова М.М. Формирование и развитие региональных кластеров: теоретико-методические и прикладные аспекты (на примере Республики Башкортостан). Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2009. 169 с.
  3. Орешников В.В. Подход к разработке и применению адаптивно-имитационной модели региона // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 600-603.