РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В МЕЖДУНАРОДНОМ ОПЫТЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФАНДРАЙЗИНГА УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ

Сегодня фандрайзинг в международной практике имеет богатый опыт и высокий профессиональный уровень, отличается разнообразием форм и программ сотрудничества в сфере искусства. Передовой страной в этой сфере является Америка, где фандрайзинг достиг больших успехов, активно развиваясь в области новых программ корпоративного сотрудничества и внедрения новых технологий (например, в области интернет-фандрайзинга). США можно назвать образцом эффективной фандрайзинговой деятельности.

Высокого профессионализма в осуществлении фандрайзинга достигла и Европа, где между учреждениями культуры и искусства и бизнесом развиты прочные отношения.

Во Франции и в некоторых европейских странах, так же, как и в России, существует общая тенденция: сокращение государственной поддержки культурных учреждений.[1]Поэтому эта тенденция мотивирует музеи искать себе альтернативные финансовые источники.

Организации культуры считают фандрайзинговую деятельность одной из основных и стремятся приспособить её к современным реалиям с учётом национальных особенностей и государственных законов. Например, во Франции важнейшие учреждения культуры исторически создавались по инициативе королей и правительства, и эта традиция повлияла на устройство французской культурной политики. Франция является классическим примером государства с континентальной моделью, когда государство не только финансирует учреждения культуры (в том числе и независимые), но и оказывает влияние на формирование культурной среды.[2]Главную роль в этом играет Министерство культуры, которое руководствуется следующим принципом: «Министерство культуры будет отвечать за то, чтобы важнейшие произведения искусства были доступны максимальному количеству людей, и особенное внимание будет уделяться французскому искусству».[3]

Во Франции существует различие между понятиями «спонсорство» и «корпоративная филантропия». В соответствии с французским законодательством спонсорство является коммерческой деятельностью и подразумевает взаимовыгодное сотрудничество, имеющее коммерческую составляющую. Например, компании-спонсоры могут использовать музейные пространства под размещение своей рекламы. Затраты компаний на поддержку музеев приравниваются к издержкам и не подлежат налогообложению.

Корпоративная филантропия осуществляется с целью улучшения имиджа через поддержку учреждений культуры. Она не считается коммерческой, но при этом даёт возможность донорам иметь некоторые привилегии. Например, доноры получают от музеев бесплатные приглашения на выставки и другие мероприятия. Также спонсируемое учреждение может бесплатно предоставить свои помещения для корпоративных целей. И в США существует подобная практика корпоративной филантропии (community involvement)[4]. Компании осуществляют данный вид деятельности в рамках корпоративной социальной ответственности. «Это концепция, согласно которой бизнес, помимо соблюдения законов и производства продукта/услуги, добровольно берёт на себя дополнительные обязательства перед обществом».[5]То есть помимо укрепления собственной репутации, корпорации позиционируют себя в обществе как социально ответственные лица, которым небезразличны проблемы в сфере культуры.

В осуществлении фандрайзинговой деятельности во Франции был накоплен немалый опыт. Учреждения в сфере культуры продолжают совершенствовать свой инструментарий в привлечении средств на свои проекты.

Примером страны с системой финансирования учреждений культуры, радикально отличающейся от стран континентальной Европы, является Великобритания. Британское Министерство культуры не занимается финансированием культуры, а распределяет бюджетные средства через агентства, существующие в форме некоммерческих организаций. Главнейшим из таких агентств в Англии является Совет по культуре, который получает помимо бюджетных денег средства от частных спонсоров и фандрайзинговых кампаний. Поэтому одним из направлений культурной политики в Великобритании является помощь учреждениям культуры в поиске новых источников финансирования.

США являются страной, где нет министерства культуры и культурная политика определяется не государством, а через взаимодействие самых разных субъектов. Федеральное правительство содержит несколько крупных, имеющих национальное значение организаций (например, Смитсоновский институт, куда входят 20 крупнейших музеев). Та часть федерального бюджета, которая предназначена культуре, распределяется в виде грантов через Национальный фонд искусств (National Endowment for the Arts).

Фандрайзинг зародился в США, и этому есть объяснение, поскольку основная часть американских учреждений культуры является частной. Однако государство поддерживает сферу искусства, музеи и культуру. Американские власти постоянно подчёркивают важность культуры в жизни общества, а прямое финансирование из государственного бюджета компенсируется поддержкой в виде грантов. Возможно, отсутствие прямых субсидий в сферу культуры США, как это принято во Франции или в других европейских странах, связано с традициями в истории США (Нового Света), которые, по сравнению с Европой, не имеют столь богатых корней в развитии культуры.

Актуальность фандрайзинга для музеев и других культурных учреждений является высокой и связана с недостаточным финансированием учреждений культуры со стороны государства. В международной практике музейный фандрайзинг, отличающийся разнообразием форм и программ сотрудничества, вышел на высокий профессиональный уровень. В фандрайзинговой деятельности музеев США и Европы эффективно используются разнообразные методы привлечения средств. Таким образом, актуальность фандрайзинга для музеев и других культурных учреждений является высокой. Организации культуры считают фандрайзинговую деятельность одной из основных и стремятся приспособить её к современным реалиям с учётом национальных особенностей и государственных законов.

Использованные источники:

 

  1. Музычук В.Ю., Хаунина Е.А. Институциональные новации в финансиро- вании культуры (научный доклад). – М.: Институт экономики РАН, 2016. – С. 4
  2. URL:https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/art/kak-podderzhivayut-kulturu-v-raznyh-stranah-mira/
  3. URL:https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/art/kak-podderzhivayut-kulturu-v-raznyh-stranah-mira/
  4. URL: http://www.maecenas.ru/doc/2005_3_10.html
  5. Социальное измерение в бизнесе. Международный форум лидеров бизнеса, М.: НП Социальные инвестиции, Изд. дом «Красная площадь», 2001. – С. 25

 

[1] Музычук В.Ю., Хаунина Е.А. Институциональные новации в финансиро- вании культуры (научный доклад). – М.: Институт экономики РАН, 2016. –  С. 4

[2]URL:https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/art/kak-podderzhivayut-kulturu-v-raznyh-stranah-mira/

[3]https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/art/kak-podderzhivayut-kulturu-v-raznyh-stranah-mira/

 

[4] URL: http://www.maecenas.ru/doc/2005_3_10.html

[5] Социальное измерение в бизнесе. Международный форум лидеров бизнеса, М.: НП Социальные инвестиции, Изд. дом «Красная площадь», 2001. – С. 25