ЭЛЕКТРОННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ КАК НОВЫЙ ЭТАП ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ

Одной из целей деятельности таможенных органов является упрощение процесса таможенного контроля. Ее достижение не представляется возможным без применения ряда современных технологий, особенное место среди которых принадлежит электронному декларированию.

Посредством электронного декларирования участники внешнеэкономической деятельности могут подавать электронную декларацию в любой таможенный пост страны самостоятельно (в соответствии с требованиями приказа Федеральной Таможенной Службы России [1]), при помощи информационных операторов и через «Портал электронного декларирования.

Под электронным таможенным декларированием понимается процесс информационного взаимодействия, заключающийся в декларировании товаров и транспортных средств при помощи электронных форм декларирования, в рамках которых происходит реализация определенных сценариев обмена электронными сообщениями [2].

Необходимость в создании данного инструмента возникла в результате массового перемещения контрафактной продукции. Для борьбы с этим явлением была создана и  введена электронная система проверки товара, поступающего на границу.

Процесс электронизации произошел не сразу, а потребовал нескольких лет. Его первое массовое использование началось после вступления в законную силу приказа Федеральной Таможенной Службы Российской Федерации №52.  Он позволил использовать сеть «Интернет» для передачи данных в ведомственную сеть таможенных органов, а также ввёл требования, которые необходимо исполнять при подключении декларанта к ведомственной сети Федеральной Таможенной Службы.

Использование узлов информационных операторов позволило значительно облегчить обратную связь между таможенным органом и декларантом. Благодаря ей стало возможно мгновенно вносить исправления и запрашивать дополнительные данные[3].

Однако использование данной технологии не обходится без ряда проблем. Рассмотрим их подробнее.

Во-первых, мы бы хотели отметить тот факт, что среди стран-членов Евразийского экономического союза нет единых стандартов. Последовательный анализ и следующая за ним систематизация целей, стоящих перед таможенными органами позволила бы решить эту проблему. Кроме того не лишним было бы привлечение средств массовой информации для освещения существующих способов и преимуществ электронного декларирования [4].

Во-вторых, не смотря на достоинства и преимущества электронного документооборота необходимость предоставления некоторых документов в бумажной форме сохраняется.

В-третьих хотелось бы отметить широкое распространение преступлений совершенных в сети Интернет, в виду чего для эффективного использования системы электронного декларирования представляется обязательным обеспечение жестких мер, направленных на защиту информации, попадающей в сеть и передаваемых посредством неё. 

На работников таможенных органов, в виду использования ими большого количества информационных систем, данных, о перемещаемых через границу товарах и иной информации накладывается большая ответственность.  Поэтому к их объёму знаний предъявляются повышенные требования. Особенно это касается знаний в области информационных таможенных технологий, таможенно-технологических схем и к их умениям пользоваться нормативно-правовыми актами в области внешнеэкономической деятельности, а также применять информационные системы управления и автоматизированные рабочие места, разработанные в интересах таможенной службы.

Это невозможно без разработки, внедрения и массового использования новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники на всех уровнях таможенной структуры.

 Необходимо оснащение таможенных органов накопителями энергии, которые смогут обеспечивать автономную работу данных систем в течение продолжительного времени, необходимого для устранения неполадок. Это требуется для того, чтобы в случае непредвиденных ситуаций обеспечить в полном объёме продолжение деятельности таможенных органов, а так же самих декларантов[5].

Необходимо также повысить интерес декларантов к данной системе. Это возможно осуществить путем предоставления большего количества информации в СМИ о возможности электронного декларирования, а так же подробно разъяснять о преимуществах данной технологии[6].

Проведя анализ результатов эффективности использования электронного декларирования, мы бы хотели выделить факторы, оказывающие воздействие на степень, активность и результативность его использования [7].

К числу положительных факторов мы отнесли:

  • технический уровень информационно-технического обеспечения и программно-технических средств электронного декларирования, обеспечение эффективности его использования;
  • внедрение, совершенствование и развитие электронного декларирования в таможенной деятельности государств-членов Евразийского экономического союза;
  • включение в состав ряда основополагающих документов Федеральной таможенной службы России и стран членов Евразийского экономического союза приоритетную роль информатизации таможенных органов.

А теперь обратим внимание на факторы, оказывающие отрицательное воздействие на процесс внедрения информационных таможенных технологий. Это:

  • недостаточность технических средств и аппаратно-программных средств, позволяющих использовать систему электронного декларирования;
  • несовершенство нормативно-правовых актов, на основе которых базируются таможенные процедуры по использованию электронного декларирования.

Таким образом, можно сказать о том, что в системе таможенных органов России продолжается развитие и совершенствование программно-технических средств, направленных на обеспечение взаимодействия Федеральной таможенной службы с участниками внешнеторговой деятельности.

Учитывая выше сказанное можно утверждать, что при работе должностных лиц таможенных органов с системой электронного декларирования возможно столкновение с рядом сложностей. Решение вышеизложенных проблем представляется возможным: с помощью дополнительного государственного финансирования, привлечения высококвалифицированных кадров, использованием средств массовой информации, а также с помощью проведения всевозможных форумов на всей территории Евразийского экономического союза. В таможенных органах государств-членов Евразийского экономического союза необходимо обеспечить совместимость информационных систем, принять ряд мер, направленных на совершенствование информационного взаимодействия между таможенными органами федеральных таможенных служб государств-членов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей осуществления таможенных операций с товарами, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет: приказ ФТС РФ от 24.01.2008 г. № 52. СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_75219/.
  2. Ширнина Е. А. Совершенствование таможенного декларирования в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза [Текст] // Молодой ученый. — 2017. — №13.1. — С. 55-57. — URL https://moluch.ru/archive/147/41412/ (дата обращения: 24.11.2018).
  3. Лобахин Д.В. Технология электронного декларирования: проблемы и перспективы применения// Экономические отношения. – 2013. – № 2(6). – doi: 10.18334/.37346. 
  4. Быркова Е. А. Автоматический выпуск — будущее электронного декларирования [Текст] // Информационно-аналитическое сетевое издание «ПРОВЭД» — 2014. — С. 56.
  5. Таможенный контроль [Электронное издание] : учеб. пособие для студентов вузов / С.Н. Ревина, П.А. Паулов, Д.В. Борякин. - Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2018.
  6. Соболь И.В., Полежаева Н.В. Проблемы электронного декларирования [Текст] // Социально-экономические и гуманитарные науки.- 2015.-№2.- С. 221-222.
  7. Стамати Е.П., Павликов И.А. Использование технологии удаленного выпуска товаров в работе таможенных органов// Эко. – 2016. – № 3. – doi: 10.18334/eo.6.3.37321. 
    Лепа Т.П. Информационные технологии в таможенной сфере. / учебное пособие. - БГУ. - Иркутск : , 2016. – 104 с.