Обоснование авторской программы психологического тренинга по развитию эмпатии

Justification of the author's program of psychological training for the development of empathy

На современном этапе интерес к изучению феномена эмпатии остается актуальным. Это в первую очередь связано с тем, что эмпатия помогает регулировать отношения между людьми. Анализируя подходы к пониманию эмпатии в настоящее время, можно отметить, что единого понимания эмпатии не существует. Также можно отметить недостаточное изучение в психологии механизмов эмпатии.

          Развитие эмпатии помогает правильно воспринимать другого человека, значительно снижает уровень агрессии и конфликтности между людьми, поэтому и в настоящее время имеет большое значение для разных отраслей наук.

        В настоящее время изучается методы и условия  развития эмпатии у детей разных возрастных групп и взрослых, представителей помогающих профессий[34,50].

         Изучается  эмпатия   у лиц  помогающих профессий (медиков) в частности выявление влияния уровня развития эмпатии на эффективность деятельности врача (терапевта и хирурга) на основе анализа    в ходе профессионализации. [34,50]

        Исследуется формирование эмпатии  у будущих педагогов как профессионального качества. Изучалась динамика эмпатии у учителей  разных предметов и начальной школы в зависимости от их стажа. Была рассмотрена динамика эмпатии и ее взаимосвязь между уровнем развития эмпатии к детям и продуктивностью деятельности. Также исследователем был представлен метод развития эмпатии  как профессионально важного качества. В качестве метода предлагаются конкретные ситуации из жизни и различные литературные тексты для анализа и восприятия. [34,50]

       Также изучен вопрос развития эмпатийно-коммуникативной компетентности студентов педагогических вузов, предлагаются условия, технологии и формы взаимодействия  ее формирования, одним из важных аспектов отмечается общение. [34,50]

        Изучался уровень развития эмпатии у бакалавров профессионального обучения педагогического колледжа,  предлагаются методы ее развития, в частности была предложена игра «Скульптор и глина» и методика «Незаконченные предложения». Подчеркивается, что эмпатия – важное профессиональное качество педагога. [34,50]

       Исследовалась проблема эмпатийной подготовки магистрантов педагогических вузов. Разработана модель компетенций, позволяющая создавать условия для ее формирования, рассмотрены технологии и методы эмпатийной подготовки. К основным методам отнесены специально разработанные тренинги. [34,50]

        Многими авторами рассмотрен вопрос развития эмпатии у детей дошкольного возраста, в качестве метода предлагается сказка и сюжетно-ролевая игра. [34,50]

       Много исследований посвящено изучению развития эмпатии у подростков. В основном данные исследования проводились на школьниках, с которыми проводилась коррекционно-развивающая работа. В одном случае это программа, целью которой является развитие эмпатии подростков посредством формирования ценностного отношения к другому человеку. Наиболее актуальными методами работы явились: игротерапия, арттерапия, релаксация, психогимнастика, групповая дискуссия. [34,50]

      Малоизученным остается вопрос развитие эмпатии у студентов технического колледжа. Наиболее эффективными методами развития эмпатии является тренинг и игра. В данной статье мы рассмотрим тренинг.

Принципы работы тренинговой группы с подростками. Результативность социально-психологического тренинга зависит от  соблюдения в группе общепринятых принципов. Вот некоторые из них.

  1. «Здесь и теперь». Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа.
  2. Искренность и открытость. Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Как отмечал С. Джурард, раскрытие своего Я другому человеку есть признак сильной и здоровой личности. Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с самим собой настоящим. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе.
  3. Принцип Я. Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть. Уже первые групповые дискуссии обнаруживают, насколько непохожи мысли и чувства разных людей, что является определяющим аргументом для введения названного правила.
  4. Активность. В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной.

Большинство упражнений подразумевает включение всех участников. Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право высказаться по завершении упражнения. В случае тренингов-марафонов крайне нежелательны отсутствие даже на одной сессии и выход из группы.

  1. Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы – естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Само собой разумеется, что психологические знания и конкретные приемы, игры, психотехники могут и должны использоваться вне группы – в профессиональной деятельности, в учебе, в повседневной жизни, при общении с родными и близкими, в целях саморазвития.

Таким образом, групповое взаимодействие при всех описанных выше условиях становится для подростка тренингом общения, личностного роста, коррекции самооценки и взаимоотношений между людьми, а главное — понимания собственного «Я».

         Групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития [15].

Цели тренинговой работы могут быть очень разнообразными. Психологический тренинг обладает определенными специфическими чертами, которые мы рассмотрели. Тренинг проводит тренер или ведущий.

После проведения тренинговой работы в группах при повторном исследовании мы выявили изменения, которые для большей наглядности отразили на рисунках № 1-3.

Примечание: 1 – Результаты экспериментальной группы до тренинговой работы; 2 - Результаты экспериментальной группы после тренинговой работы; 3 - Результаты контрольной группы до тренинговой работы; 4 - Результаты контрольной группы после тренинговой работы. 

Рисунок  1  -Уровень коммуникативного контроля (методика М. Шнайдера) до и после тренинговой работы в группах

 

Примечание: 1 – Результаты экспериментальной группы до тренинговой работы; 2 - Результаты экспериментальной группы после тренинговой работы; 3 - Результаты контрольной группы до тренинговой работы; 4 - Результаты контрольной группы после тренинговой работы. 

Рисунок 2 -Уровень эмпатических способностей (методика Бойко В. В.) до и после тренинговой работы в группах

Примечание: 1 – Результаты экспериментальной группы до тренинговой работы; 2 - Результаты экспериментальной группы после тренинговой работы; 3 - Результаты контрольной группы до тренинговой работы; 4 - Результаты контрольной группы после тренинговой работы. 

Рисунок № 3 Уровень склонности к открытому агрессивному поведению (тест руки Э. Вагнера) до и после тренинговой работы в группах

После проведения тренинговой работы в группах при повторном исследовании по данной методике уровня коммуникативного контроля данные немного изменились. В экспериментальной группе после проведения психологического тренинга коммуникативной компетентности по развитию эмпатии  с высоким уровнем коммуникативного контроля выявлен 1 человек. Со средним – 13 человек, а  с низким – 1 человек. В контрольной группе после проведения психологического тренинга «Профилактика употребления психоактивных веществ» с высоким уровнем коммуникативного контроля выявлено 2 человека.  Со средним – 10 человек; с низким – 3 человека.

 

Список литературы

  1. Алехин, А. Н. Индивидуальные отношения. Теория и практика эмпатии [Текст]: монография / А. Н. Алехин, А. В. Курпатов. - Олма Медиа Групп, 2007. – 384 с.
  2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер. 2007. — 271 с.
  3. Бакли Р., Кэйпл Д. Теория и практика тренинга. – СПб.: «Речь», 2002. – 135с.