ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ ИНСТИТУТА САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

PROBLEM OF IMPLEMENTATION OF THE INSTITUTE OF SELF-EMPLOYED CITIZENS IN THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

В настоящее время достаточно часто можно услышать от знакомых, родственников, коллег о том, что помимо или даже вместо основной работы они зарабатывают дома на «своем хобби». Это может быть, например, репетиторство, парикмахерство, домашняя выпечка, такси и т.д. Такие люди пытаются найти дополнительный источник заработка, продавая товары или оказывая услуги. Самозанятость как феномен является относительно новым для современного российского законодательства. Согласно ст. 1 Европейской социальной хартии [1] «каждый должен иметь возможность зарабатывать себе на жизнь свободно выбираемым трудом», а ст. 34 Конституции РФ [2]  гласит о том, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» Поэтому такое явление как самозанятость имеет место быть в современных реалиях.

Актуальность исследуемой темы определяется  тем, что на данном этапе своего развития в Российской Федерации проходит достаточно сложный этап становления института самозанятых граждан, который требует тщательного правового регулирования со стороны государства и признания данного института со стороны общества.

Анализ российских научных публикаций по теме самозанятости, как основного объекта исследования неформальной занятости, позволяет сделать выводы о том, что большинство самозанятых граждан не желают легализировать свою деятельность, так как они не могут или не готовы платить налоговые отчисления со своего дохода. Также многие опасаются, что после выхода их из теневого сектора экономики Правительство Российской Федерации может ужесточить законодательство, относящееся к ним, что в свою очередь негативно скажется на них и их деятельонсти.

 Официальное признание существования рынка труда и безработицы сделало возможным и обусловило необходимость проведения научных исследований по проблемам занятости. Однако, что касается самозанятости, то до сих пор этой проблеме уделяется довольно мало внимания в российских экономических исследованиях. Хотя положительные сдвиги определенно имеются.

Сведения о реальном количестве самозанятых лиц в Российской Федерации и на сегодняшний день являются предметом многочисленных споров. Так, по данным Министерства труда и социальной защиты РФ их количество составляет около 12 млн. человек, по другим данным  - от 15 до 25 млн. человек, а Федеральная служба государственной статистики устанавливает  около 13,4 млн. самозанятых граждан [3].

Не так давно в Российской Федерации запустился эксперимент по установлению специального налогового режима для самозанятых гражан, который получил название "Налог на профессиональный доход" [4]. Во время встречи с журналистами 23 декабря 2019 года Мишустин Михаил Владимирович, который на данный момент является действующим председателем Правительства Российской Федерации (с 16 января 2020 года), объявил о том, что в качестве налогоплательщиков налога на профессиональный доход уже зарегистрировано более 330 тыс. человек". Это не может не радовать, так как еще в начале 2018 года их было чуть больше 3000 человек.

По его словам основной целью проекта внедрения института самозанятых в действующее законодательство является легализация самозанятых посредством создания удобного способа уплаты налогов для таких лиц. Опыт реализации проекта показал востребованность нового специального налогового режима среди самозанятых граждан и в целом его успешность.

Изначально налог на самозанятых действовал только на территории Москвы, Подмосковья, Калужской области и Татарстана. Его суть заключается в том, что граждане, оказывающие платные услуги без привлечения наемных работников, должны отчислять в бюджет 4% от суммы своего дохода при работе с физическими лицами и 6% - при работе с компаниями. С 1 января 2020 г. введение налога для самозанятых охватило еще на 19 регионов, и теперь достигло 23.

Интересным для изучения является зарубежный опыт феномена самозанятости. Первоочередной задачей в части регулирования самозанятости правительство европейских стран ставило помощь людям, которые по тем или иным причинам остались без работы. В нормативно-правовых документах самозанятость определялась довольно широко, а именно как индивидуальное предпринимательство без найма сотрудников. Также самозанятые граждане попадали под программу поддержки малого бизнеса и тем самым могли рассчитывать на финансовую поддержку со стороны государства.

Для этого в ряде стран стали разрабатывать и вводить в действие соответствующие условия: например, во Франции предприниматель должен был предоставить свой бизнес-план, по которому он планирует осуществлять свою деятельность. В Германии нужно былополучить определенный квалификационный сертификат, а также в течение трех лет правительство выплачивало бизнесу пособия, которые поступали из местной казны. Великобритания  стала страной, которая внедрила национальную программу развития самозанятости (the Enterprise Allowance Scheme — EAS). Участвовать в программе могли граждане, которым выплачивали пособие по безработице.

Что касается Соединенных Штатов Америки, то здесь синонимом самозанятости стала программа поддержки «домашней занятости», которая подразумевала надомную работу по договору между работодателем и наемным сотрудником. При этом трудовая деятельность «надомника» и условия труда строго регулируются. Под термин «домашняя занятость» попадают call-центры, работа с текстами, программирование, телефонные онлайн консультации и т.п.

На текущий момент самозанятость воспринимается все еще воспринимается как «теневой» сегмент экономики Российской Федерации, однако определенные положительные сдвиги уже есть. Так, не случайно в своем послании Совету Федерации 2016 г. президент РФ В.В. Путин обозначил в качестве одного из важнейших вопросов легализацию и определение правового статуса самозанятых граждан и в своем указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» одной из стратегических задач на ближайшие шесть лет Президент выделил обеспечение благоприятных условий осуществления деятельности самозанятых граждан. Регламентация деятельности самозанятых граждан необходима не только потому, что в данной сфере существуют весьма значительные денежные потоки, а в большей степени потому, что большая масса самостоятельно занятых физических лиц работает без возможности защиты своих трудовых прав и интересов со стороны государства и общества.

Список литературы:

  1. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбург 03.05.1996 г.). - Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обновления: 12.02.2020)
  2. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) (дата обращения: 10.02.2020)
  3. Федеральная служба государственной статистики / Рабочая сила, занятость и безработица в России, 2018 г. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_61/Main.htm (дата обращения: 10.02.2020).
  4. Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ (ред. от 15.12.2019) "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"- Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.02.2020)