Разработка мероприятий по совершенствованию менеджмента спортивных команд на примере футбольного клуба «Химки»

Development of measures to improve the management of sports teams on the example of «Khimki» football club

Среди отечественных специалистов, уделивших немалое значение изучению вопросов менеджмента спортивных команд можно отметить таких, как: А.И. Воробьёв, А.М. Казиахмедов, А.В. Орлов.

«Химки» образовались на фундаменте двух местных клубов – «Новатора» и «Родины». От первой команды подмосковные футболисты на какое-то время унаследовали название стадиона, от второй – лишь историю. Семнадцатого мая 1996-го года на стадионе «Новатор» состоялся первый официальный матч «Химок» [6].

 В спорте, как и в любой другой отрасли, не обходится без известных потребителей продукта, которые являются примером для подражания, а также объектом гордости среди болельщиков, потому что выбрали в фавориты тот же спортивный клуб. У «Химок» насчитывается несколько десятков подобных болельщиков, чьи интересы разнятся: это и артисты, и спортсмены, и государственные деятели. Чтобы не только не потерять имеющуюся аудиторию, но и расширить ее, необходимо постоянно «дотягиваться» и «покрывать» все сегменты [5].

Начнем с того, что в качестве направлений по совершенствованию менеджмента ФК «Химки» стоит выделить [2, 126]:

1) глобальное распространение (электронная почта, электронные списки рассылки, поисковые системы, веб-сайты и др. Интернет сервисы дают возможность осуществить интернациональное распределение информации более быстрым, дешевым и легким способом);

2) взаимодействие с болельщиками (здесь могут быть использованы различные формы интерактивных веб-сайтов, дискуссионные форумы, конференции, интерактивные формы заказов, обратная связь и поддержка, моментальный ответ по электронной почте на онлайн запрос, комментарий и прочее);

3) ориентация на отдельного потребителя (например, болельщиками футбольного клуба «Химки» являются люди разных поколений. В этой связи необходимо ориентироваться на каждого из них. Это имеет отношение к досугу на стадионе: не каждый маленький болельщик может высидеть целый матч на трибуне);

4) сотрудничество (это совершенствование процесса совместной деятельности между футбольным клубом и потенциальными спонсорами-партнёрами);

В развитии ФК «Химки» следует учитывать три основных направления получения прибыли [4]:

  1. Партнерские программы. При грамотном подходе данный вектор коммерческой деятельности позволит получать от нескольких десятков долларов в месяц до нескольких сотен или даже тысяч. Но это именно при грамотном подходе, который предполагает умение выбирать из огромного количества предложений наиболее перспективные и эффективные.
  2. Создание собственного товара. Необходимо формирование структурированного ассортимента предлагаемой аудитории продукции или услуги, а также их четкое позиционирование.
  3. Собственный сервис. Конструирование комплексной системы реализации товара (услуги) ФК «Химки» позволит создать комплексный сервис организации. Наличие четкого ассортимента, характеристик предложения, функционирование платежной системы, службы доставки, регулярное обновление и пополнение товаров, а также появление обратной связи и контроля.

Таким образом, одной из составляющих стратегических альтернатив развития ФК «Химки» разумно выделить коммерческий элемент – электронная коммерция [1].

На сегодняшний день совершенствование футбольного клуба, будь то зарубежный или российский, невозможно без активного продвижения самого футбольного клуба и его бренда. Рассматривая современный практический подход для эффективной работы с болельщиками и развития футбольного клуба «Химки», необходимо сделать акцент на следующих составляющих [3]:

  • поиск новых спонсоров и партнёров;
  • организация промо-акций с участием футболистов;
  • внедрение в социальные сети интерактивных материалов из жизни футбольного клуба и его болельщиков;
  • увеличение посещаемости домашних матчей за счёт организации дополнительных активностей для болельщиков разных возрастов.

Без сомнения, все эти пункты представляют собой систему, они взаимосвязаны, именно поэтому нужно каждому из них уделять особое внимание, так как при невыполнении одного, все остальные могут рухнуть по инерции. Этого ни в коем случае допускать нельзя.

Рассмотрим детально работу отдела по развитию и работе с болельщиками футбольного клуба «Химки», используя примеры того, что предлагалось сделать, что уже сделано, и что только предстоит сделать.

Первым делом – это поиск новых спонсоров и партнёров. В этом аспекте футбольным клубом «Химки» был сделан существенный шаг вперёд по сравнению с предыдущими сезонами. Самым знаковым, безусловно, является заключение партнёрского соглашения с РЭУ им Г.В. Плеханова.

Примечателен данный факт тем, что в футбольной индустрии ФК «Химки» одним из первых пошёл в данном направлении и заключил соглашение с учебным учреждением. В российских реалиях это является экзотикой. Основными целями соглашения были определены:

- воспитание молодёжи через физическую культуру и спорт, пропаганда здорового образа жизни;

- обмен положительным опытом в вопросах организации и проведения физкультурно-спортивных мероприятий;

- развитие и популяризация студенческого и «химкинского» спорта в Российской Федерации;

- укрепление позиций и повышение авторитета российского футбола.

Данное соглашение предоставило возможность обменяться аудиторией ФК «Химки» и РЭУ им Г.В. Плеханова. Так, например, многие студенты узнали о существовании данного футбольного клуба и, разумеется, реакция не заставила себя долго ждать. Уже в первую неделю с момента партнёрского соглашения официальная группа ФК «Химки» «ВКонтакте» пополнились несколькими сотнями подписчиков, а на трибунах стадиона теперь всё чаще можно встретить студентов данного вуза [6].

Для дальнейшего совершенствования менеджмента футбольного клуба стоит регламентировать правила проведения кампании по продвижению веб-ресурса и привлечению новых болельщиков:

  1. Регулярный, а не периодический контроль эффективности рекламных мероприятий. Любая реклама со временем может перестать работать. Многие каналы рекламы изживают себя, выжигают аудиторию и со временем в них найти клиентов становится все сложнее.
  2. По возможности, спрашивать у обратившегося в клуб: «Откуда Вы узнали о нашей организации?» или «Как Вы узнали о нашем предложении?»
  3. Ведение строгого учета и контроля болельщиков с помощью работы CRM-системы.
  4. Ведение учета по каждому рекламному мероприятию в динамике. Должна быть возможность сравнить результативность различных рекламных мероприятий (активность аудитории – лайки, репосты, просмотры) в разные месяцы, чтобы понимать, что действительно нужно людям, а к чему их интерес утрачен.

 

Список литературы:

  1. Акмаева, Р.И. Стратегический менеджмент. - СПб. Волтерс Клувер, 2016. – 430 с.
  2. Зубарев, Ю.Н. Менеджмент и маркетинг в сфере физической культуры и спорта: учебное пособие / Ю.Н. Зубарев, А.А. Сучилин. – Волгоград. Сфера, 2017. – 267 с.
  3. Казиахмедов А.М. Необходимость улучшения спортивных услуг как предпосылки для формирования системы лицензирование футбольных клубов и сертификации стадионов в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ma123.ru/wp-content/uploads/2017/12/Казиахметов-20174-УДК-334.pdf.
  4. Орлов А.В., Воложанин К.В.: Спорт в глобальном измерении. С. 48–51. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/sport-v-globalnom-izmerenii.
  5. Официальная группа ФК «Химки» «ВКонтакте». [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://vk.com/fckhimki_official.
  6. Официальный сайт ФК «Химки». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fckhimki.ru/.